Маньяк-убийца Суинни Тодд поселился в театре на Таганке

Маньяк-убийца Суинни Тодд поселился в театре на Таганке
Сцена из спектакля

Театр на Таганке представил публике громкую премьеру – музыкальный триллер «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в постановке обладателя «Золотой Маски» в категории «оперетта/мюзикл» Алексея Франдетти. И это серьезная заявка о намерении вернуть знаменитой некогда Таганке былую славу и занять место в ряду самых востребованных театров столицы. Ни один завзятый театрал не устоит перед искушением посмотреть на этот «ужастик» классика американского мюзикла Стивена Сондхайма, одного из соавторов знаменитой « Вестсайдской истории».

Премьера мюзикла состоялась в театре Юрис (Uris Theatre) в Нью-Йорке, 1 марта 1979 года. Он с огромным зрительским успехом шел там несколько лет, завоевав множество наград. Потом перекочевал в Лондон, где имела не меньший успех, чтобы вновь вернуться в Нью-Йорк, но уже на Бродвей. В России этот мюзикл появился впервые, можно сказать, «вырос» из проекта «Репетиция». На этот проект, затеянный новым руководителем театра Ириной Апексимовой,   приходили  со своими идеями  молодые режиссеры. Алексей Франдетти  захотел поставить «Суини Тодда», историю об отвратительном коварстве и последовавшей за ним местью, жертвами которой стало множество невинных людей. Франдетти практически за неделю поставил первый акт, и результат так вдохновил и директора театра, и артистов, что было принято решение ставить спектакль. Приобрели лицензию на постановку, русский текст писал сам Франдетти вместе с Евгенией Беркович – и в итоге на свет появился не просто мюзикл, но иммерсивный спектакль, где нет «четвертой стены», зрители не отделены от артистов, имея возможность присутствовать практически в «центре событий».

Фото: Юрий Богомаз

Кто же такой этот Суини Тодд, чья история жизни, любви и кровавой мести не оставляет равнодушными ни художников, ни зрителей вот уже целое столетие? До сих пор нет окончательного мнения, был ли это реальный персонаж, живший в Лондоне в конце 19-го века, или это просто одна из «городских легенд». Простой цирюльник Бенджамин Баркер был отправлен на каторгу по ложному обвинению судьи лишь за то, что этому судье приглянулась его красавица жена. После 15-ти лет каторги, цирюльник возвращается в Лондон и узнает, что его жена покончила с собой, а дочь стала воспитанницей того самого судьи. Одержимый жаждой мести, он берет себе новое имя – Суини Тодд, открывает цирюльню и начинает убивать своих клиентов в надежде, что рано или поздно среди этих клиентов появится и тот самый судья. Союзником в его кровавых делах становится влюбленная в Суини вдова миссис Ловет, известная в Лондоне как торговка самыми никудышными пирожками. Предприимчивая дама решает расширить свой «пирожковый бизнес», пустив свежее мясо трупов на начинку. Дело их процветает, разумеется, до определенного момента. Но крови прольется немерено.

Для этой постановки зал театра был полностью переоборудован, зрители рассаживаются за деревянными столикими на прикрученных к полу стульях. Перед началом между столиками бродят официантки, предлагая заказать бургеры с ветчиной по 500 рублей . У знакомых с сюжетом вряд ли появится желание их отведать – три часа придется смотреть, как миссис Ловет будет готовить пирожки даже не с котятами.

Фото: Юрий Богомаз

Пространство оформлено в черно-красных тонах, и это уже создает настроение напряженного ожидания. Первые такты музыки это настроение усугубляют. Кстати, как и положено мюзиклу, спектакль идет в сопровождении оркестра. Правда, видеть его можно лишь на экранах, сами музыканты вместе с дирижером спрятаны за красным занавесом. Публика замирает в напряженном ожидании. Вдруг откуда ни возьмись между столиками появляются актеры в черных накидках с капюшонами, подсвечивая свои лица фонариками во время партий. Действие началось. Напряжение нарастает. Как ни странно, к середине первого акта оно улетучивается - остается простое любопытство. Дело в том, что в этой постановке  мюзикла лишь один профессиональный оперный певец, Петр Маркин в роли Суини Тодда. Остальные действующие лица– артисты театра. Не безголосые, разумеется, но с разными вокальными данными. Может, по этой причине, или по какой-то иной, но время от времени невозможно отделаться от ощущения «художественной самодеятельности». Особенно если к твоему горлу приложат опасную бритву, или предложат те самые пирожки.

Все-таки иммерсивный театр для нашего зрителя явление непривычное. Чтобы показать как цирюльник то и дело перерезает горло своим клиентам, режиссер нашел любопытный ход: взмах опасной бритвы – и следом кроваво-красная вспышка света. И вот уже Суини Тодд бросает вниз, прямо в руки миссис Ловет пальто, пиджак или сюртук вместе с башмаками. Та тотчас отправляет их в топку через приоткрытый в полу люк, а жертва как ни в чем ни бывало спускается по лестнице. И становится не так уж страшно.

Фото: Юрий Богомаз

Забавно, но когда массовка дружно нахваливает невероятный вкус пирожков миссис Ловет, вдруг чувствуешь, что у тебя разыгрался аппетит. Судя по очереди, выстроившейся в буфет в антракте, не у одной меня. Так что даже самые осторожные зрители могут смело идти на  этот «кровавый триллер». Хотя порой будет ужасно от одной мысли, куда может завести человека жажда справедливой мести. Впрочем, ученые доказали, что маньяки-убийцы сами по сути жертвы: страсть убивать заложена у них в генах. Тому же Суини  Тодду, можно сказать, жизнь дала шанс реализовать свое ужасное предназначение. Кто по-настоящему несчастен – так это его невинные жертвы. Чтобы показать количество этих жертв, режиссер вместе с художником-постановщиком Евгением Тереховым придумал вот что: по периметру зала движутся как будто позаимствованные в химчистке конвейеры, на вешалках которых множество  рубашек, брюк, сюртуков - все, что осталось от жертв Суини Тодда, среди которых, в конце концов, окажется и тот самый судья. А в финале жертвой станет и сам маньяк-убийца.

Вот такие почти шекспировские страсти. Постановка в Театре на Таганке отличается от оригинала лишь сценическим воплощением. «Так как это определенная категория покупки авторских прав, мы ни слова не выбросили из либретто, ни ноты из музыки. Единственное, мы можем варьировать тональность партий, и мы этим воспользовались. Но в целом произведение не претерпело никаких изменений» - заверил Алексей Франдетти. По его словам, он уже получил благословление от Стивена Сондхайма. Более того, автор мюзикла как будто собирается даже наведаться в Москву, «когда потеплее будет», чтобы  увидеть все воочию. Сам Алексей Франдетти свою постановку «Суини Тодд» называет «гимном смелости»: « Смелость со стороны Театра на Таганке – сделать этот спектакль с драматическими артистами, с артистами труппы. Смелость, наверное, моя предложить зрителю такой новый формат спектакля. Смелость артистов согласиться в этом участвовать». Это и впрямь смелость, если учесть невероятный успех постановок мюзикла в Америке и Европе, да еще и не менее успешный фильм Тима Бёртона «Суини Тодд, демон парикмахер с Флит стрит» с Джонни Деппом, который был в нашем прокате. Нельзя не признать, что постановка  в Театре на Таганке получилась зрелищной. Достойно поработали художники  по костюмам и по свету, хореограф и создатели декораций. Одно вызывает сожаление - вряд ли теперь Алексей Франдетти вернется к своей изначальной профессии актера. А как хорош он был и на сцене, и в кино. Вспомнить хотя бы его Ромео в театре оперетты, роли в мюзиклах или блестящую роль в прекрасной картине «Зимний путь». Ну, а его «музыкальный триллер» будет появляться в стенах Театра на Таганке время от времени, блоками. Только на монтаж оборудования уходит не один день. Будет ли он успешным, покажет время. Последнее слово остается за зрителем.

Фото: Юрий Богомаз

Материалы по теме

  • Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова

    14 ноября 2016 / Эвелина Гурецкая

    Римас Туминас поставил древнегреческую трагедию Софокла к юбилею театра.

    Комментировать
  • Рецензия: «День опричника» Марка Захарова в «Ленкоме»

    19 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    «День опричника» Владимира Сорокина опять у всех на слуху, как это было 10 лет назад, когда книга вышла в свет. На сей раз поводом стала постановка Марком Захаровым спектакля по этому роману в театре «Ленком».

    Комментировать
  • Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина

    24 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    Знаменитый режиссер поставил малоизвестную пьесу Брехта и превратил ее в зрелищный спектакль на все времена.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus