Культурный форум в Петербурге подвел итоги

Культурный форум в Петербурге подвел итоги
Владимир Путин открывает VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

Завершил работу VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. В этом году его тема звучала так: «Стратегия развития культуры: кооперация поверх границ». Участие в форуме приняло 33 504 человек, (в том числе 1 тысяча иностранных гостей), на его площадке прошли 500 культурных и 200 деловых мероприятий, подписаны 60 соглашений о сотрудничестве. 

Звезды первой величины приехали в Петербург со всего мира и представили во время форума наиболее актуальные постановки, концерты и перформансы. Состоялись выступления Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Бориса Березовского, впервые в Санкт-Петербурге прошел Первый международный джазовый форум-фест Jazz Across Borders (JAB). Свои творческие проекты привезли артисты Венгрии, Польши, Ирландии, Японии, Германии, Казахстана, Италии, Австрии. Состоялись такие уникальные события, как спектакль Валерия Фокина «Крокодил» в исполнении Венгерского Национального театра, а также премьерный показ фильма «Лед» и открытие выставки «Век Федора Хитрука».

На гала-открытие форума приехал президент Владимир Путин. «Уже в шестой раз творческие деятели многих стран мира собираются в Санкт-Петербурге для того, чтобы обсудить с коллегами актуальные проблемы искусства, образования, сохранения исторического и культурного наследия, поделиться своими идеями, определить новые векторы развития в гуманитарном сотрудничестве, — сказал президент, обращаясь к участникам и гостям форума. — Культура, искусство, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают двигаться вперед. Мы высоко ценим то, что дух и смыслы Санкт-Петербургского форума оказались востребованы».

The Hollywood Reporter выступал информационным спонсором форума и побывал на мероприятиях секции «Кино». Рассказываем о ключевых событиях.

КОЛЛОКВИУМ ФИПРЕССИ

Как мы уже рассказывали, в рамках форума прошел первый коллоквиум ФИПРЕССИ - Международной федерации кинопрессы, объединяющей критиков и киноведов из более чем 60 стран мира. Коллоквиум был посвящен российскому кино и его продвижению в мире. Зарубежным кинокритикам показали как авторское российское кино, так и блокбастеры. Абсолютно все были удивлены высоким техническим качеством нашего кино и разнообразием жанров – но отметили, что российским фильмам не хватает международного продвижения и субтитров на английском языке. Почетный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов подчеркнул, что России необходима институция, которая продвигает наше кино по всему миру.

Завершением коллоквиума стал специальный показ фильма «Лёд» (продюсеры Федор Бондарчук, Михаил Врубель, Александр Андрющенко), выход в прокат которого запланирован на февраль 2018 года. Показ прошел в закрытой форме для иностранных критиков ФИПРЕССИ.

Следующий коллоквиум ФИПРЕССИ, посвященный российскому кино, планируется провести через два года.

Михаил Врубель, Эдуард Пичугин, Андрей Плахов и Федор Бонадрчук

АНИМАЦИЯ

В рамках форума состоялась  панельная дискуссия «Анимационная индустрия в России: пути развития и международная кооперация». Участниками международной панельной дискуссии стали продюсеры крупнейших российских анимационных студий, чьи проекты получили международное признание, руководители российских и международных телеканалов, успешно развивающие детское телевещание, а также американские, французские, канадские представители индустрии, специалисты в области международной копродукции и дистрибуции, в том числе цифровой. Модератором дискуссии выступила Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм». «Анимация у нас находится именно в той стадии, когда нам пора уже идти и говорить абсолютно уверенно, на одной волне, с представителями международных и продюсерских, продакшн-компаний телевизионных каналов», - подчеркнула Слащева.

Российская мультипликация сегодня — это высокотехнологичная отрасль, которая совмещает в себе новейшие технологии и классическое искусство. Это множество призов на крупнейших международных смотрах, миллиарды просмотров на YouTube, сотни трансляций на телеканалах в разных уголках мира, миллионы зрителей на всех континентах. За последние десять лет отрасль сделала огромный рывок в развитии и стала настоящей «мягкой» силой России. Сегодня анимация привлекает внимание и получает поддержку государства на самом высоком уровне. На базе легендарной студии «Союзмультфильм» создается Дом российской анимации — уникальное пространство, аккумулирующее технологические, творческие, образовательные стратегии развития.

Позже на деловой площадке форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между киностудией «Союзмультфильм» и Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения.

«У нас очень большая необходимость в специалистах, которые непосредственно своими руками делают анимацию. Это художники-аниматоры, это художники, работающие с различными типами визуализации. Практически по всем прикладным специальностям нам сильно не хватает специалистов», — сказал директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев после подписания соглашения.

Ректор СПбГИКиТ Александр Евменов отметил, что без тесного взаимодействия студии и института невозможна полноценная подготовка специалистов для отрасли. «Для нас очень важна разработка методических пособий. В свою очередь, мы надеемся, что наши студенты оправдают надежды Ассоциации анимационного кино и смогут занять достойное место в мире кино», — сказал он.

ФОРСАЙТ-КИНО

Свои итоги на форуме представила и стратегическая сессия «Форсайт-кино». Ее целью было создание стратегии развития аудиовизуальной сферы российской федерации на период до 2025 года. Для этого в сентябре и ноябре прошли две встречи с представителями прокатных компаний, директоров кинотеатров, киностудий, кинофестивалей и многих других участников киноиндустрии – всего в сессии участвовало более 300 экспертов. На форуме итоги представил Олег Березин, глава компании «Невафильм», организатора сессии.

На двух этапах сессии организаторы попытались выявить реальное положение дел в индустрии и сформировать ее видение на 10 лет вперед. По словам Березина, работа показала инфантильное состояние отрасли: «Основное настроение – дайте денег, мы будем творить, а вы не вмешивайтесь». Результаты показали низкую готовность индустрии что-то изменять, выступать драйвером этих изменений, понимая, что технологии и потребитель меняются. «Это немного удручает, но я надеюсь, что это временное состояние», - резюмировал Березин.

Посмотреть итоги сессии можно по этой ссылке

РИЧАРД ТЕЙЛОР VS ОЛЕГ БЕРЕЗИН

Олег Березин также принял участие в дискуссии с Ричардом Тейлором, художником по спецэффектам к таким фильмам, как «Звездный путь» и «Трон». Тейлор представил в рамках форума свой новый проект – кинотеатр Stadeon, который позволит зрителю погрузиться в мир виртуальной реальности без очков. Тейлор подчеркнул, что в индустрии развлечений происходят перемены, зрители не ходят в кино – в США падение летнего бокс-офиса составило 70%. И чтобы зритель вернулся в кинотеатры, необходимо менять технологии в индустрии. В последнее время в моду входит виртуальная реальность (VR), но для этого необходимы очки, которые пока что не дают качественного изображения. Тейлор предлагает технологию, при которой очки будут не нужны, а изображение будет вокруг нас на специальном экране. «Вы окажетесь как в аквариуме, где акулы плавают у вас над головой», - смеется он.

Ричард Тейлор и Олег Березин

Олег Березин, в свою очередь, представил свой проект «Киноиндустрия 4.0». По его словам, сегодня идет тотальная индустриализация пространства: цифровое моделирование, цифровые двойники и сервисы. В качестве примера Березин привел «Форсаж», в котором погибший Пол Уокер был воссоздан на компьютере, и «Звездные войны. Изгой-один», где с помощью технологий «воскресили» актера Питера Кушинга.  

«Если раньше фильм был последовательностью жестко зафиксированных кадров, то теперь мы воспринимаем его как комбинацию цифровых моделей и сценариев, - считает Березин. – Это позволяет получить массу инструментов, которые раньше были недоступны». Сегодня в кино мы можем не только «воскресить» актеров, но и построить цифровые модели городов и неоднократно их использовать. Березин также считает, что подобные технологии дают возможность подстраиваться под разные экраны – и зритель может смотреть в кинотеатре то, чего никогда не сможет увидеть дома на большом экране, тогда как сегодня он остается дома именно потому, что кино снимается, по большому счету, для маленького экрана.

Березин, как и Тейлор, считает, что кинотеатр будущего – это Колизей, действие в котором разворачивается вокруг зрителя: подобный опыт невозможно будет пережить дома. «Это то будущее, которое нас ждет. Оно не исключает участия человека – наоборот, открывает нам новые возможности, ведь ни одна машина не может творить. Эта индустриальная революция уже происходит и меняет наш мир. Впереди  - комбинация платформ, зрителя и креативного сообщества».

Презентация Олега Березина

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ «КРАЙ СВЕТА»

На форуме был представлен обновленный международный кинофестиваль «Край света», о котором мы рассказывали вам в начале сентября. Фестиваль проводится на Сахалине с 2012 года, и на форуме его генеральный продюсер Алексей Агранович презентовал проект как рентабельное культурное мероприятие. «Рентабельный фестиваль возможен за счет того, что он становится социальным инструментом для решения проблем региона», - настаивает Агранович.

THR был на фестивале и своими глазами видел, как работает эта схема. Фестиваль работает в тесной связке с правительством региона и его жителями. Помимо традиционных кинопоказов (все они – бесплатны), проводятся встречи со съемочными группами (если группа не приезжает – фильм не участвует в конкурсе фестиваля) и мастер-классы. Также под эгидой фестиваля круглый год работают творческие мастерские, посвященные не только кино, но и культурной и географической жизни региона. Так, мастерская урбанистики разрабатывает новые городские мифы и маршруты, а в этом году был создан цикл лекций о Сахалине совместно с проектом Арзамас.

Алексей Агранович

«Мы поняли, что эта технология может работать в любом регионе, - говорит Агранович. – Поэтому фестивалей будет два: в осенние каникулы 2018 года фестиваль пройдет в Калининграде». Агранович подчеркнул, что сахалинский фестиваль продолжит свою работу в конце лета под названием «Край света: Восток», а калининградский пройдет под названием «Край света: Запад» - и таким образом получится социокультурный проект, соединяющий два края земли. У этого фестиваля-проекта будет свой почетный президент – в 2018 году им станет Федор Бондарчук. «Я, конечно, болею за "Кинотавр", он – главный российский конкурс, - пояснил Бондарчук. – Но "Край света" отличается от "Кинотавра", это международный фестиваль, который соединит два региона. Сегодня важные индустриальные территории – Китай, Корея, Япония. Эти два фестиваля помогут развитию российского кино и представления своего контента».

Также организаторы «Края света» объявили о создании кинофонда, который будет поддерживать производство региональных фильмов.

Федор Бондарчук и губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко

20:17

Одной из главных тем форума стало 100-летие Октябрьской революции. На различных круглых столах участники рассматривали влияние революции на культуру и общество. В секции «Кино» состоялась мировая премьера фильма «20:17», который отразил современный взгляд российской молодежи на революцию. Это альманах из  трех частей, каждая из которых длится символические 20 минут 17 секунд. Первая часть – «Глаза Октября» - снята выпускником киноведческого факультета Санкт-петербургского института кино и телевидения Арсением Заниным: это собранные отрывки из фильмов 1920-30-х годов, которые хранятся в Госфильмофонде и которые никто раньше не видел. Вторая часть – «Топливо» - снята также петербуржцем Михаилом Архиповым с актером «Гоголь-Центра» Никитой Кукушкиным в главной роли: его герой Митька пытается завести оставленные в деревне трактор и понимает, что топливом должно стать его собственное тело. Третья часть – «Ленин_2017» - документальный проект от ученика школы Марины Разбежкиной Дениса Шабанова. Это жесткий фильм, снятый в Луганске, куда приезжает бывший ополченец, словак Мирослав. Он больше не хочет брать в руки автомат и решает восстановить разрушенные памятники Ленину – и таким образом словно восстановить прошлое.

Картину представила продюсер Наталья Мокрицкая, которая рассказала, что для проекта пришло примерно 35 заявок, но все они были низкого качества: студенты плохо представляют, что творилось в России прошлого века. В итоге смогли отобрать четыре, а затем и три заявки, которые превратились в альманах. «Сейчас нет другого фильма, который сделан специально к революции. Телевидение активно отозвалось сериалами – вышли "Хождение по мукам", "Троцкий", "Демон революции". Оно оказалось более готовым к теме. Но там и более взрослые авторы работали, а у нас была сложная задача», - считает Мокрицкая. По ее словам, картина востребована фестивалями в Восточной Европе – там к ней проявляют больший интерес, чем в России, а в Берлине так и вообще запланирован двухнедельный прокат. У нас же фильм смогли посмотреть лишь зрители, зарегистрировавшиеся на показ.

Продюсеры фильма наталья Мокрицкая и Ульяна Савельева

ФЕСТИВАЛЬ «ПИТЕРКИТ»

В рамках форума прошел и ХVII Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ», чьи фильмы-победители неоднократно выходили на всероссийскую и международную кинематографическую арену и становились победителями разнообразных фестивалей. В этом году на фестиваль было подано 335 заявок. Свои работы отправили студенты 75 киношкол, в том числе 39 зарубежных, из 31 страны мира (Италии, Германии, Китая, США, Бельгии, Великобритании, Кореи и других). В фестивале приняли участие студенты известных российских киношкол: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, Высшие курсы сценаристов и режиссёров, Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова и другие.

Гран-при фестиваля «ПитерКиТ» получил фильм «Ася» режиссера и сценариста фильма Даниэллы Рыбакьян. Фильм рассказывает историю 27-летней Аси – успешного сотрудника полиции, работающей в отделе по делам несовершеннолетних. В размеренную жизнь девушки, спустя годы, внезапно врывается взбалмошная вечно молодая 50-летняя Надя, мать Аси, чтобы наладить отношения с дочерью.

Победители фестиваля «ПитерКиТ»

Материалы по теме

  • Эдгар Райт готовится приехать в Петербург на культурный форум

    10 октября 2017 / Редакция THR Russia

    Режиссер «трилогии корнетто» может принять активное участие в работе секции «Кино» и провести незабываемую встречу с Жорой Крыжовниковым.

    Комментировать
  • Александр Журавский: культурная миссия

    10 ноября 2017 / Александр Фолин

    О том, какие задачи ставятся перед петербургским культурным форумом, и чем будут удивлять взыскательную публику, THR спросил заместителя министра культуры РФ Александра Журавского.

    Комментировать
  • В Петербурге завершился первый коллоквиум ФИПРЕССИ

    16 ноября 2017 / Ольга Белик

    Зарубежных критиков и организаторов кинофестивалей познакомили с современным российским кинематографом.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора