О странностях любви: спектакль «Кира Георгиевна»

О странностях любви: спектакль «Кира Георгиевна»
Фото: Александр Иванишин

Бытует мнение, что нынешние поклонники театра разделились на две категории: одни предпочитают театр экспериментальный, другие – традиционный психологический. Тем, кто относит себя ко второй категории, непременно следует побывать в «Студии театрального искусства» под руководством Сергея Женовача. Впечатлений будет масса. Во-первых, от самого здания театра на улице Станиславского. У него удивительная история. В XIX веке здесь находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, в которой в 1863 году родился Константин Сергеевич Алексеев, в мировом искусстве известный под фамилией Станиславский. В 1904 году Станиславский стал руководителем фабрики и открыл на ее территории театр для рабочих, чтобы они «не канителились». Здание этого театра сохранилось и, бережно отреставрированное, в 2008 году стало домом для «Студии театрального искусства». Во-вторых, впечатление от любого из спектаклей, которые здесь идут. Попасть туда непросто. Даже пишущим о театре журналистам приходится не меньше месяца ждать, чтобы посмотреть, например, спектакль «Кира Георгиевна», выдвинутый на премию «Золотая маска» в категории «драма/спектакль малой формы».

«Возлюби ближнего своего как себя самого» - гласит библейская заповедь. Как легко любить себя самого со всей страстью, да вот на «ближнего своего» этой любви уже мало у кого достает. Такова и героиня спектакля «Кира Георгиевна» в постановке Сергея Женовача. За основу спектакля режиссер взял повесть советского писателя-эмигранта Виктора Некрасова, содержание которой может показаться весьма незамысловатым. Скульптор Кира Георгиевна вполне успешная и благополучная сорокалетняя женщина. Ее муж, заслуженный и обласканный властями художник, старше Киры Георгиевны лет на двадцать, жену боготворит и даже на ее связь с натурщиком, 22-х летним электриком Юрочкой, не просто смотрит сквозь пальцы, а всячески этого Юрочку привечает, угощает коньяком и даже ведет с ним задушевные беседы. В этот налаженный и обустроенный мирок главной героини вторгается еще один мужчина, ее бывший муж Вадим, арестованный в 37-м и двадцать лет отбывший в лагерях.Тогда, при аресте, он сам отпустил Киру на свободу, предложив развод. И вдруг объявился. У Вадима, как выясняется, есть гражданская жена и ребенок, но они с Кирой делают попытку вернуться друг к другу и в свою молодость. Из этого ничего не получится, но эта попытка причинит страдания всем.

Фото: Александр Иванишин

Перед режиссером стояла непростая задача – сделать не просто инсценировку прозы, а придумать ее достойное сценическое воплощение. Спектакль - это не кино, а ведь именно кинематограф впервые обратил внимание на малоизвестную повесть «Кира Георгиевна». Кинорежиссер Андрей Эшпай в 2006 году снял по ее мотивам фильм «Многоточие», который получил множество призов и наград. Исполнительница главной роли , актриса Евгения Симонова тогда же получила премию от коллег кинематографистов «за лучшую женскую роль». На премию «лучшая женская роль» фестиваля «Золотая маска» в этом году номинирована и исполнительница  главной роли в спектакле Женовача, актриса Мария Шашлова.

Инсценировку режиссер снабдил подзаголовком «откровенные разговоры». В этом ключе и решен спектакль, все действие которого разворачивается на крошечном пространстве, похожем на большую комнату. В центре – огромная кровать. Именно эта кровать и станет полем битвы разума и чувств Киры Георгиевны. Она же будет выполнять роль этакого «закулисья». Когда по ходу действия не требуется присутствия главной героини, та просто укроется простыней и выпадет из поля зрения. В то время как остальные артисты, не занятые в мизансценах, просто занимают места среди зрителей, рассаженных по периметру зала. Сидящие в перовом ряду могут запросто протянуть руку и прикоснуться к главной героине (Марии Шашловой), которая возлежит на краю кровати, пока публика занимает свои места. Она  не просто красива, а невероятно притягательна в своем шелковом халате и пижаме с копной распущенных волос. Никаких переодеваний по ходу спектакля не будет, костюмы в нем не главное. Главное - откровенные разговоры и монологи героев. С монолога Киры Георгиевны начинается спектакль. Она только что проснулась с ощущением счастья, которое пытается осмыслить, словно разговаривая сама с собой. Зрителям дана возможность услышать этот ее монолог. В постели она, как выяснится, не одна, рядом с ней мужчина, укрытый с головой белой простыней. Но зрители поначалу его не замечают. Когда он сбрасывает простыню и встает, видно, что он явно моложе Киры Георгиевны. Это ее любовник, электрик Юрочка, по совместительству - ее натурщик. С ним провела ночь героиня, и эта ночь наполнила ее счастьем. Вдоль стен размещены укутанные в целлофан скульптуры как отсылка к профессии главной героини и еще к чему-то лишенному облика, навечно застывшему. Кое-какие предметы интерьера напоминают о времени, когда происходит действие: телефон устаревшей модели, потемневшее зеркальное трюмо, круглый столик с миниатюрной новогодней елочкой и праздничным блюдом винограда, портрет Хэмингуэя на стене…

Фото: Александр Иванишин

О перемещении героев во времени и пространстве зрители узнают из их диалогов и монологов, собственно текстов повести Некрасова. Главная особенность спектакля – тончайший психологизм и невероятная интимность. У каждого из зрителей складывается впечатление, что только ему рассказывают артисты о самых сокровенных своих переживаниях, звучащих как внутренние монологи. Естественность и кажущаяся простота каждого из занятых в спектакле артистов выше всяческих похвал. Будь то муж Киры, Николай Иванович (Сергей Качанов) или ее бывший муж Вадим (Дмитрий Липинский), или электрик Юрочка (Андрей Назимов). И даже появившаяся ненадолго гражданская жена Вадима Маша (Полина Пушкарук) очень точно создала образ своей героини. Но самая яркая роль, безусловно, у Марии Шашловой. Ее Кира Георгиевна предстает вовсе не стервой, пользующей мужчин. Она просто так живет, понимая, что жизнь конечна, вот и стремится наполнить ее яркими красками, мгновения счастья. В отличие от писателя Некрасова, который довольно жестко обошелся со своей героиней, режиссер Женовач вместе с актрисой сделали ее далеко не бездушной, а страдающей в глубине души от стыда и боли, которую она причиняет окружающим. Кира  Георгиевна Марии Шашловой вызывает отнюдь не осуждение, а понимание и даже сострадание. Актрисе удалось передать всю сложность личности творческой, и к тому же просто красивой женщины, которая хочет быть счастливой.

Ставшее крылатым выражение «Человек создан для счастья, как птица для полета» так и остается всего лишь красивой фразой. Каждый мечтает об этом обещанном счастье, а на самом деле жизнь большинства представителей рода человеческого - это скучное, монотонное существование, с которым не готова смириться практически ни одна женщина, особенно если она рождена красивой. Вот и Кира Георгиевна при всем кажущемся благополучии и устроенности своей жизни лишь минутами чувствует себя счастливой. И когда появляется ее бывший муж Вадим, понимает, что именно тогда, в юности, и именно с ним была по-настоящему счастлива, вот и делает попытку вернуться в прошлое. Но ничего вернуть невозможно. В конце спектакля героиня предстанет задумавшейся о том моменте, когда ей придется заглянуть в вечность. Что она скажет сама себе в последний миг своей жизни? В чем покается, в чем раскается? О чем пожалеет? И, главное, сможет ли сказать себе: да, я прожила счастливую жизнь. И слезы навернутся на ее глаза. Но этот миг еще далеко, жизнь продолжается, скоро Новый год, на пороге тот же Юрочка. И муж оправляется после болезни. Кира Георгиевна вытрет слезы, и все  в ее жизни пойдет как прежде. Еще одна грустная история на тему поисков счастья, которое, увы, всего лишь иллюзия, и к времени, в котором довелось жить ее героям, это не имеет никакого отношения.

Фото: Александр Иванишин

Материалы по теме

  • В московском метро впервые прошла «Театральная ночь»

    27 декабря 2016 / Александр Фолин

    Студенты Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова показали на станции метро «Кропоткинская» фрагменты пластического спектакля «Воскресение».

    Комментировать
  • Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина

    24 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    Знаменитый режиссер поставил малоизвестную пьесу Брехта и превратил ее в зрелищный спектакль на все времена.

    Комментировать
  • Театры малых городов на фестивале «Золотая маска»

    16 марта 2017 / Эвелина Гурецкая

    Муниципальные театры стали феноменом российской провинциальной сцены.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора