Отец и сын Добронравовы сыграли отца и сына в спектакле «Забор»

Отец и сын Добронравовы сыграли отца и сына в спектакле «Забор»

При всем обилии и разнообразии театров наибольшей популярностью у массового зрителя всегда пользуются антрепризы. То есть спектакли, выпущенные частным образом, основная цель которых, как принято считать, — получение прибыли. Для участия в атрепризе организаторы приглашают известных артистов, и не обязательно театральных.  Это могут быть и звезды шоу-бизнеса, и даже известные телеведущие. А то, что массовый зритель идет в театр «на имена», факт неоспоримый. Журналисты не балуют эти спектакли своим вниманием,  театральные критики и вовсе относятся к ним с легким презрением. Но, как известно, для оценки любой постановки есть один критерий – творческий. Подсчитать число антрепризных организаций в одной только столице практически невозможно. Есть в этом ряду один театр, который хотя и называется «антрепризным», но среди прочих  его выделяет качество постановок.

Это Театр Антона Чехова. Он был основан в 1989 году Леонидом Трушкиным и Евгением Роговым, стал первой частной антрепризой, которая появилась в России после декрета 1919-го года о национализации театров. Его «рождение» стало прецедентом организации театра на принципах рыночных отношений, на внебюджетные деньги. Все эти годы театр работал и  успешно работает без привлечения государственных дотаций. Во многом благодаря стараниям его художественного руководителя Леонида Трушкина, которому удается привлекать для участия в своих постановках лучших артистов России. Федор Добронравов признался однажды, что любит играть в постановках Леонида Трушкина, считая его «последним романтиком театральной сцены».  

Режиссер ставит спектакли как по  произведениям классиков, так и по пьесам современных драматургов. В его постановке с успехом идут два два спектакля по пьесам современного канадского драматурга Норма Фостера, которого принято считать «мастером легкого жанра». Но в мире ежегодно можно насчитать до ста пятидесяти постановок по пьесам Норма Фостера. У нашего зрителя особенной любовью пользуется спектакль «Забор» Театра Анттона Чехова по пьесе Фостера, оригинальное название которой можно дословно перевести как «Замена ограждений». Те, кто его уже видел, единодушно называют «Забор» спектаклем пронзительным. Драматург написал полную юмора и одновременно грусти историю о тех заборах, которые выстраивает вокруг себя практически любой человек, чтобы никто не мог нарушить привычный ход его жизни, и в первую очередь, его душевное спокойствие. А режиссер пригласил в свою постановку артистов, чьи  имена уже гарантируют успех у зрителей. Это Народный артист России, причем не только по званию, но и по всенародной  к нему любви, Федор Добронравов в роли отца по имени Гарри. В роли его сына Дрю -  младший сын Федора Дрбронравова Иван, который в 14 лет стал знаменитым, сыграв одну из главных ролей в фильме Андрея Звягинцева «Возвращение» (картина  получила две высших награды Венецианского кинофестиваля, «Золотого льва» в 2003 году, прим. THR). В 2010 году Иван стал лауреатом премии «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль» (фильм «Перемирие» режиссера Егора Матвеева, прим. THR). Вместе с ними на сцене в роли подруги Гарри, Джин, Заслуженная артистка России Инга Оболдина, которую зрители знают по блестящим ролям в театре, в кино и телесериалах. В ее багаже множество различных наград, в том числе, премия имени Станиславского. А в этом году она получила приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль в фильме «Жги!» Кирилла Плетнёва.   

Втроем, в течение двух часов, они «держат» зал, вызывая то смех, то невольные слезы. Каждому из них удалось так достоверно создать образ своего героя, что многие из зрителей узнают в них себя, потому так  откровенно им и сопереживают. Федор Добронравов, мастер перевоплощения, как всегда невероятно убедителен в роли немолодого, покалеченного жизнью человека, который больше всего боится проявления своих чувств, зависимости от них, попросту говоря, боится сближения с другим человеком. Артист  словно проживает на сцене жизнь своего героя, делая это так мастерски, что зрители на время забывают, что перед ними артист. Наблюдая за его героем, понимаешь, что травмы, нанесенные ребенку в детстве в собственной семье, практически неизлечимы. Но человек редко учится на чужих ошибках. Не стал исключением и Гарри, для которого ничего в жизни не было дороже семьи, но он  умудрился ее потерять. Оставшись в одиночестве, он постоянно думает о бывшей жене и уехавшем с ней сыне, даже ведет с ними разговоры. Но когда спустя 13 лет сын Дрю к нему возвращается, Гарри боится открыть ему свою душу, показать, как тот ему дорог. Этим  страхом близости он невольно заразил и сына, который приехал к отцу с открытым сердцем.

Удивителен Иван Добронравов в роли сына Дрю. Когда смотришь на него, ощущение, что Иван, в отличие от своего отца всегда остается самим собой. Но при этом ты абсолютно веришь всем  его героям – как  на экране, так и на сцене. Героиня Инги Оболдиной, Джин, человек тонкой душевной организации видит страдания каждого и пытается всячески помочь обоим. Но все ее старания поначалу уходят в песок. Казалось бы, зачем ей это? У них с Гарри всего лишь любовная связь, она понимает, что Гарри попросту боится вступать в серьезные отношения с женщиной. Но Джин из тех редких людей, кого называют «человеком неравнодушным». Для таких чужая боль как своя. Инга Оболдина играет столь откровенно, столь  интимно, словно адресуя свою речь каждому из присутствующих в зале. Так что когда  в одной из сцен зритель в первом ряду вступил с ней в диалог – это мало кого  удивило. Сценическое решение спектакля довольно простое, и это, скорее, его достоинство - любые спецэффекты  просто испортили бы впечатление. Действие происходит в двух местах:   на вокзале, где   Дрю  с отцом остаются с глазу на глаз, но в основном в доме Гарри. Старые облупившиеся стены во всю  сцену, минимум мебели, два окна, которые разделяя, объединяют пространство при смене сцен. Создается  полное   ощущение, что действие происходит в кинопавильоне (художник-постановщик  Игорь Макаров). Иногда действие переносится на авансцену, где в старых креслах герой Федора Добронравова предается или размышлениям, или воспоминаниям. Интересно решение этих моментов в виде «флэшбэков», приема, также  позаимствованного у кинематографа. Когда мы слышим лишь голоса самого Гарри, ведущего разговор то со своими родителями, то с покинувшей его женой или маленьким сыном. Ненавязчиво и музыкальное оформление спектакля – легкие мелодии звучат как «отбивка» при смене сцен, словно снимая напряжение, давая зрителю возможность «выдохнуть» (композитор Владимир Давыденко).

Финал зрителя, безусловно, порадует. И возможно, кое-кто из публики вернувшись домой, к своим близким, решится забыть  об   отравляющие жизнь качествах – эгоизме, страхе и грубости – и вспомнить о любви, доброте и понимании. И даже, может быть, скажет своей жене, ребенку,  своим родителям такие простые, и такие важные слова: «Прости» и  «Я  тебя люблю».  

Материалы по теме

  • Новое звучание сказки «Красная шапочка»

    20 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Жанр инструментального театра объяснить трудно, еще труднее его понять. Даже если за основу создатели взяли знакомую каждому с детства сказку.

    Комментировать
  • «Страсти по Толстому. Крейцерова соната» в консерватории им. П.И. Чайковского

    03 марта 2018 / Сергей Сергиенко

    Музыкальный моноспектакль в честь 190-летия знаменитого русского писателя.

    Комментировать
  • «Театр чудес» на сцене Театра Наций

    17 сентября 2018 / Эвелина Гурецкая

    Свой новый сезон Театр наций открыл премьерой спектакля «Театр чудес» в постановке художественного театра «Грань» из Новокуйбышевска Дениса Бокурадзе. 

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus