- Главная
- →
Культура- →
Портал в будущееПортал в будущее
Эвелина ГурецкаяПроза стала оперой в Электротеатре Станиславский. Спектакль «Проза» - очередной эксперимент этого театра, который многие уже называют «порталом в будущее».Проза на театральных подмостках сейчас популярна как никогда. К ней обращаются и академические театры, и привлекающие все больше зрителей театры иммерсивные. Особенно удачны спектакли по прозе Бунина и Чехова в Академии театрального искусства Никиты Михалкова. А в Электротеатре Станиславский прозаические произведения известных писателей изначально существует в самых разных формах. Один из любопытнейших спектаклей по прозе А.П. Чехова и Юрия Мамлеева так и называется – «Проза». В его основе – отрывок из повести Чехова «Степь» и рассказ Юрия Мамлеева «Жених». Создатели спектакля предлагают зрителю зрелище непривычное, необычное и захватывающее с первой минуты.
Автором этого радикального как по идее, так и по композиции произведения стал современный композитор Владимир Раннев, впервые попробовав себя еще и в роли режиссера-постановщика. У него артисты поют Чехова «а капелла», без музыкального сопровождения (ансамбль N’Caged и актрисы Электротеатра). И в то же время несколько артистов, продолжая пение в общем хоре, изображают персонажей Мамлеева. Получился цельный, яркий, завораживающий спектакль, на котором у зрителей нет ни минуты, чтобы расслабится. Приходится не только смотреть на стремительно меняющиеся картинки, но и в прямом смысле считывать с экрана рассказ Мамлеева, при этом вслушиваясь в тексты чеховской «Степи», которую исполняет ансамбль. Две истории идут параллельно. Те, кто удосужился прочитать отрывок из чеховской «Степи» в программке, будут улавливать его содержание, что очень важно для понимания общего замысла. В этой истории заложен метафизический смысл бытия. Тогда как в мамлеевской истории о простой советской семье, усыновившей «убивцу» своей маленькой дочери – смысл казалось бы бытовой, но в то же время и глубоко философский. Обе дополняют друг друга, сливаясь в единое авторское высказывание.
По сюжету «Степи» мальчик Егорушка едет в город, где его ждет новая жизнь. Но пока он в пути, перед его взором открываются все краски и красоты живой природы, поначалу спокойной и прекрасной, но вдруг разразившейся страшной грозой, словно предвещающей трагизм и опасности его будущей взрослой жизни. В рассказе «Жених» Мамлеева женщина, потерявшаяся от горя после гибели дочери под колесами грузовика, не может ничем заполнить образовавшуюся в душе пустоту. И она придумала для себя, а потом и уверовала, в то, что случайно задавивший ее малышку водитель чем-то накрепко связан с ее погибшей дочерью. Сумев убедить в своем наваждении и мужа, и свекровь, она принимает решение забрать этого водителя Ваню по фамилии Гадов из мест заключения и сделать его членом своей семьи. В результате Ваня превращается в тунеядца-нахлебника, паразитирующего на доброте и искренней любви своих благодетелей. Философия истории в том, что зачастую люди высокими порывами своей души и всепрощением способны развратить и привести к духовной гибели другого человека. Что и случилось с Ваней Гадовым, уверовавшим в свою избранность. При этом открытым остается вопрос - возвысились ли души этих простых людей, обслуживающих своего новоявленного «божка».
Четыре человека - композитор и режиссер Владимир Раннев, художник-постановщик Марина Алексеева и художник по свету Сергей Васильев под руководством Арины Зверевой создали на сцене многомерное пространство. На авансцене - прозрачный экран, на котором в формате 3D транслируется созданное для спектакля видео. Это своего рода анимационный комикс, в котором вместе с титрами изложено содержание рассказа «Жених», проиллюстрированное всеми приметами уходящей советской эпохи (этот рассказ Юрий Мамлеев написал в 1993 году). А титры-содержание транслируются еще и над сценой, уже по-английски. На этом же экране периодически возникают лица поющих девушек. Очевидно, для того, чтобы можно было убедиться в их реальности, поскольку голоса звучат словно из иного измерения. В центре сцены время от времени появлялись и герои мамлеевского рассказа, не прерывая свои музыкальные партии. Задник сцены весь завешан одеялами и подушками. В конце спектакля они падают, открывая богато декорированное пространство с восседающем словно на троне Ваней в окружении похоронных венков.
Грустная в общем-то история о выборе душой человеческой своего жизненного пути мастерством его создателей превращается в умный, глубокий зрелищный спектакль. Совместив в «Прозе» казалось бы несовместимые театральные формы, его создатели предлагают публике совершенно новый театральный формат. Никто не знает, по какому пути пойдет в будущем развитие театра. Так что Электротеатр с его открытостью к различным экспериментам, далеким от сложившейся традиции, с его готовностью предоставлять свою площадку ярким талантам, вполне можно считать предвестником этого развития.
Материалы по теме
Рецензия: «Хороший мальчик»
09 ноября 2016 / Ярослав ЗабалуевИскрометная комедия в лучших традициях советских фильмов о школьниках.
КомментироватьРецензия: «Джунгли» с Дэниэлом Рэдклиффом
10 ноября 2017 / Harry WindsorДэниэл Рэдклифф пытается выжить в боливийских джунглях, сражаясь с природой и собственным подсознанием.
Никита Михалков получил два театральных приза
05 декабря 2017 / Редакция THR RussiaНаград удостоился спектакль «Метаморфозы-2: жены артистов».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: