Портал в будущее

Проза на театральных подмостках сейчас популярна как никогда. К ней обращаются и академические театры, и привлекающие все больше зрителей театры иммерсивные. Особенно удачны спектакли по прозе Бунина и Чехова в Академии театрального искусства Никиты Михалкова. А в Электротеатре Станиславский прозаические произведения известных писателей изначально существует в самых разных формах. Один из любопытнейших спектаклей по прозе А.П. Чехова и Юрия Мамлеева так и называется – «Проза». В его основе – отрывок из повести Чехова «Степь» и рассказ Юрия Мамлеева «Жених». Создатели спектакля предлагают зрителю зрелище непривычное, необычное и захватывающее с первой минуты.
Автором этого радикального как по идее, так и по композиции произведения стал современный композитор Владимир Раннев, впервые попробовав себя еще и в роли режиссера-постановщика. У него артисты поют Чехова «а капелла», без музыкального сопровождения (ансамбль N’Caged и актрисы Электротеатра). И в то же время несколько артистов, продолжая пение в общем хоре, изображают персонажей Мамлеева. Получился цельный, яркий, завораживающий спектакль, на котором у зрителей нет ни минуты, чтобы расслабится. Приходится не только смотреть на стремительно меняющиеся картинки, но и в прямом смысле считывать с экрана рассказ Мамлеева, при этом вслушиваясь в тексты чеховской «Степи», которую исполняет ансамбль. Две истории идут параллельно. Те, кто удосужился прочитать отрывок из чеховской «Степи» в программке, будут улавливать его содержание, что очень важно для понимания общего замысла. В этой истории заложен метафизический смысл бытия. Тогда как в мамлеевской истории о простой советской семье, усыновившей «убивцу» своей маленькой дочери – смысл казалось бы бытовой, но в то же время и глубоко философский. Обе дополняют друг друга, сливаясь в единое авторское высказывание.
По сюжету «Степи» мальчик Егорушка едет в город, где его ждет новая жизнь. Но пока он в пути, перед его взором открываются все краски и красоты живой природы, поначалу спокойной и прекрасной, но вдруг разразившейся страшной грозой, словно предвещающей трагизм и опасности его будущей взрослой жизни. В рассказе «Жених» Мамлеева женщина, потерявшаяся от горя после гибели дочери под колесами грузовика, не может ничем заполнить образовавшуюся в душе пустоту. И она придумала для себя, а потом и уверовала, в то, что случайно задавивший ее малышку водитель чем-то накрепко связан с ее погибшей дочерью. Сумев убедить в своем наваждении и мужа, и свекровь, она принимает решение забрать этого водителя Ваню по фамилии Гадов из мест заключения и сделать его членом своей семьи. В результате Ваня превращается в тунеядца-нахлебника, паразитирующего на доброте и искренней любви своих благодетелей. Философия истории в том, что зачастую люди высокими порывами своей души и всепрощением способны развратить и привести к духовной гибели другого человека. Что и случилось с Ваней Гадовым, уверовавшим в свою избранность. При этом открытым остается вопрос - возвысились ли души этих простых людей, обслуживающих своего новоявленного «божка».
Четыре человека - композитор и режиссер Владимир Раннев, художник-постановщик Марина Алексеева и художник по свету Сергей Васильев под руководством Арины Зверевой создали на сцене многомерное пространство. На авансцене - прозрачный экран, на котором в формате 3D транслируется созданное для спектакля видео. Это своего рода анимационный комикс, в котором вместе с титрами изложено содержание рассказа «Жених», проиллюстрированное всеми приметами уходящей советской эпохи (этот рассказ Юрий Мамлеев написал в 1993 году). А титры-содержание транслируются еще и над сценой, уже по-английски. На этом же экране периодически возникают лица поющих девушек. Очевидно, для того, чтобы можно было убедиться в их реальности, поскольку голоса звучат словно из иного измерения. В центре сцены время от времени появлялись и герои мамлеевского рассказа, не прерывая свои музыкальные партии. Задник сцены весь завешан одеялами и подушками. В конце спектакля они падают, открывая богато декорированное пространство с восседающем словно на троне Ваней в окружении похоронных венков.
Грустная в общем-то история о выборе душой человеческой своего жизненного пути мастерством его создателей превращается в умный, глубокий зрелищный спектакль. Совместив в «Прозе» казалось бы несовместимые театральные формы, его создатели предлагают публике совершенно новый театральный формат. Никто не знает, по какому пути пойдет в будущем развитие театра. Так что Электротеатр с его открытостью к различным экспериментам, далеким от сложившейся традиции, с его готовностью предоставлять свою площадку ярким талантам, вполне можно считать предвестником этого развития.
Материалы по теме
Инна Чурикова в спектакле «Аудиенция» сыграла британскую королеву
11 мая 2017 / Эвелина ГурецкаяПостановку спектакля «Аудиенция» в Театре наций с Инной Чуриковой в роли английской королевы можно смело назвать грандиозной.
Комментировать«О дивный новый мир» Юрия Грымова в театре «Модерн»
26 мая 2017 / Эвелина ГурецкаяЮрий Грымов, занявшись ребрендингом вверенного ему театра «Модерн», уже успел представить зрителям свою первую постановку по роману Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Иная реальность Саймона МакБерни
28 мая 2018 / Эвелина ГурецкаяНа спектакле Встреча» знаменитого английского актера и режиссера Саймона МакБерни зрители, погружаясь в иную реальность, совершают удивительное путешествие во времени и пространстве.
