Про любовь мадам Бовари

Про любовь мадам Бовари
Фото: Валерий Мясников

«Мадам Бовари –это я!» — с этой знаменитой фразы Гюстава Флобера, создателя романа «Мадам Бовари», начала свой спектакль режиссер Ольга Субботина на сцене Симоновской сцены Театра имени Вахтангова. Это не пьеса по признанному литературному шедевру, а инсценировка романа, то есть сценическое оформление литературного теста. Задача артиста не просто играть свою роль, а по сути читать текст романа, включая авторские комментарии. Что очень легко сделать в кино — не зря было множество экранизаций «Мадам Бовари» — а вот воплотить это на сцене задача не из легких. Так что нужно отдать должное и режиссеру, и артистам, взявшимся за такую работу.

Впрочем, таковы были изначально планы художественного руководителя театра Римаса Туминаса по использованию Симоновской сцены. Он предложил Ольге Субботиной взять хорошую классику ХIХ века «чтобы воспитывать в актерах чувство стиля». Режиссер выбрала роман, признанный одним из шедевров мировой литературы, в котором не только увидела, но и сумела передать своей постановкой иронию и даже сарказм, особенно в изображении персонажей французского общества и в устройстве человеческого сообщества в целом. «Я не хочу выделять только Мадам Бовари, — признавалась Субботина во время работы над спектаклем.- Эмма в романе не одна — вокруг нее муж, свекровь, дочь, да и вообще — все провинциальное общество, все это такое собирательное понятие „Бовари“».

Фото: Валерий Мясников

Ольга придумала необычное сценическое решение. Вначале на сцене всего один герой, сам писатель, произносящий знаменитую фразу. Затем появляются другие персонажи — и вот уже публика в зале из зрителей превращается в участников заседания суда. Рассматривается дело самого Гюстава Флобера, написавшего скандальный роман. Как и положено, в суде два главных действующих лица — обвинитель и защитник. И у каждого свои веские доводы. Чью сторону примет каждый из присутствующих в зале — решать ему самому. Приговор суда так и не будет оглашен.

Этот заявочный эпизод спектакля — реальный исторический факт. После публикации романа Флобер вместе с редактором журнала, на страницах которого роман впервые увидел свет, были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Эта сцена для понимания спектакля имеет очень важное значение. Дальше развитие действия пойдет уже по сюжету, хотя и не в прямой последовательности. Если роман начинается с истории дочери фермера Эммы, ставшей женой провинциального врача Шарля Бовари, то режиссер начала свое прочтение романа с истории Шарля Бовари (блестящая работа артиста Владислава Демченко). Буквально с его детства, когда он был нерадивым учеником-переростком. С уклада в его семье, где соседствуют полное равнодушие к сыну отца и собственническая любовь к нему матери (Светлана Йозефий). Этот ход даст многое для понимания формирования характера одного из главных действующих лиц. Большой ребенок, этакий недотепа, полностью подчиненный воле матери, он даже женится не по своему, а по ее выбору. Увидев впервые Эмму, Шарль Бовари буквально остолбенел. Это была любовь с первого взгляда. Но у этой любви есть препятствие — он женат. Как известно, у любви нет преград: супруга вскоре уходит в мир иной, Шарль женится на Эмме. Он бесконечно счастлив, связав навсегда свою жизнь с любимой женщиной.

Шарль - Владислав Демченко, Эмма - Анна Дубровская

С этой свадьбы, собственно, и начинается история главной героини, самой Эммы Бовари. Чтобы обозначить этот своего рода «водораздел», режиссер переместила действие спектакля в другой зал сразу после свадьбы Эммы и Шарля. Так что зрители на какое-то время словно становятся участниками модного нынче жанра «спектакля-бродилки». Первую часть первого акта режиссер сумела превратить в захватывающее зрелище, с множеством мизансцен, с массой иронии и юмора, где четко выписаны характеры каждого из героев. А вот характер главной героини будет раскрыт чуть позже. И в этом огромная заслуга актрисы Анны Дубровской в роли Эммы Бовари. Она сумела тонкими штрихами создать образ провинциальной барышни, выросшей на романах, мечтающей о любви и страсти, но вполне, кажется, счастливой поначалу просто выйти замуж. Натура яркая, неординарная, в которой заложены изначально и чистота, и порок — такова Эмма Анны Дубровской. И сразу становится понятно — эта женщина не способна смириться, она бунтарка по своей сути.

Тут невольно вспомнишь опять признание Гюстава Флобера: «Мадам Бовари - это я». Под этим может подписаться любая незаурядная женщина, и не только. В каждом человеке такая масса противоречий, в каждом уживаются и порок, и добродетель, стремление жить по законам социума, с одной стороны, и непреодолимая потребность восстать против этих правил. Каждый человек сам делает свой выбор. И никому не дано право никого судить. Вот об этом спектакль «Бовари» в постановке Ольги Субботиной.

Отец Шарля - Юрий Красков, мать - Светлана Йозефий, Шарль - Владислав Демченко

Впрочем, во многом эта заслуга и задействованных в нем артистов. Как призналась режиссер, они равноправные создатели спектакля. Вместе с режиссером каждый искал свой рисунок роли. Не всем это удалось в равной степени. Несколько «ходульными» получились в спектакле образы любовников Эммы — Родольфа Буланже (Кирилл Рубцов) и Жюстена (Юрий Поляк). Кстати, тот же Кирилл Рубцов в небольшой роли Флобера воспринимается более адекватно. Выше всяческих похвал Владислав Демченко в роли Шарля Бовари. Несмотря на всю свою нелепость, его Шарль вовсе не смешон, напротив, вызывает чувство искренней симпатии. Он обычный рядовой человек, несчастье которого в том, что судьба соединила его с женщиной незаурядной. Артист так искренне смог передать беззаветную влюбленности в свою Эмму и счастье быть рядом с ней каждую минуту. А уж когда она подарила ему дочь, веришь безусловно, что для его героя это стало высшим блаженством: «Теперь я могу сказать, что испытал в своей жизни все». Как всегда, удалось создать яркий образ Юрию Краскову в роли адвоката, отца Шарля Бовари. Запоминается и говорливый фармацевт Оме в исполнении Валерия Ушакова. Яркими получились и герои артиста Михаила Васькова — и папаша Руо, отец Эммы, и торговец Лере. Блеснул в эпизодической роли гида в Руанском соборе Игорь Карташёв.

Фармацевт Оме - Валерий Ушаков

Многие персонажи романа Гюстава Флобера, по признанию режиссера, напомнили ей гоголевских героев. В результате в ее спектакле получилась великолепная галерея образов в гоголевских тонах. Ведь почему роман «Мадам Бовари» можно назвать историей на все времена? Именно потому, что писателю удалось в нем показать все стороны устройства человеческого общества. И как бы ни менялась жизнь, эти правила будут существовать всегда. В целом же впечатление от спектакля неоднозначное. Понятно, что невозможно в три часа — а именно столько длится представление — уложить весь роман «Мадам Бовари». Но невероятно трудно в течение этого времени удерживать внимание зрителей. И если в первом акте режиссеру это блестяще удалось, то акт второй откровенно затянут. Накапливается усталость от постоянных разговоров, не разбавленных действием, как это было вначале. Понятно стремление создателей — и режиссера, и артистов — как можно более полно передать содержание романа. Но ведь на этот спектакль пойдет преимущественно зритель и роман прочитавший, и не одну из его экранизаций уже посмотревший. Так что если режиссер решится чем-то из второго акта пожертвовать, спектакль в целом от этого только выиграет.

Шарль Бовари - Владислав Демченко

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Страна обетованная»

    19 мая 2012 / Дэвид Руни

    Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гай Пирс, Миа Васиковска, Джессика Честейн и Гэри Олдман стали жителями Вирджинии времен сухого закона в криминальной драме Джона Хиллкота.

    Комментировать
  • Рецензия: «Двуличный любовник» Франсуа Озона

    19 октября 2017 / Jon Frosch

    Один из номинантов Канн, эротический триллер Франсуа Озона о женщине, влюбившейся в своего психоаналитика, и о том, что из этого вышло.

    Комментировать
  • Рецензия: «Человек, который убил Дон Кихота» с Адамом Драйвером и Джонатаном Прайсом

    26 сентября 2018 / Сергей Синяков

    Избыточно прекрасный долгострой от Терри Гиллиама – пособие по выживанию для художника в лопастях индустрии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus