- Главная
- →
Культура- →
Рецензия: «Метаморфозы» в Академии Никиты МихалковаРецензия: «Метаморфозы» в Академии Никиты Михалкова
Эвелина ГурецкаяСпектакль состоял из 9 историй по рассказам Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина.Итогом первого учебного года в Академии Никиты Михалкова стал спектакль «Метаморфозы», литературно-сценический коллаж по мотивам произведений А.П. Чехова и И.А.Бунина. На сцене Театра киноактера, где, собственно, и располагается Академия, зрителям была представлена генеральная репетиция. «Мы хотим приоткрыть для вас завесу нашей внутренней академической лаборатории, предоставить уникальную возможность прикоснуться к процессу рождения спектакля, формирования его внутреннего и внешнего сценического облика»,— так пояснил Никита Михалкова это свое решение. Сам выступил в роли художественного руководителя спектакля. А в качестве режиссеров–постановщиков были приглашены люди, известные в мире кино и театра: актер, режиссер, продюсер Сергей Газаров, заслуженный артист РФ Игорь Яцко, актер, режиссер Александр Коручеков. Режиссер-хореограф – Сергей Землянский, а художник-постановщик – Юрий Купер. Все роли исполняли, естественно, выпускники актерского отделения. По признанию Никиты Михалкова, «Метаморфозы» — это особенный опыт не только для выпускников Академии, но и для него самого.
Просвещенный зритель, получив приглашении на спектакль с таким названием, может подумать, что это «Метаморфозы» Овидия. «Кто придумал такое название и не побоялся при этом подобных ассоциаций?» — с таким вопросом THR обратился к одному из режиссеров спектакля Сергею Газарову. «Никита придумал название, именно «Метаморфозы», потому что все настолько непривычно и неожиданно. Я думаю, все логично и правильно. Ассоциации для того и нужны, чтобы они все рушили. А если все совпадает - это просто неинтересно».
Почти на три часа зрители (в основном это были выпускники Академии и близкие друзья создателей спектакля) погрузились в какую-то невероятную, непривычную и необычную атмосферу. Девять рассказов классиков русской литературы - это девять совершенно разных историй, каждая из которых представляет собой законченное художественное произведение. Они все изумительны – будь то ироничная «Месть» Бунина или «Загадочная натура» Чехова. Но два из них показались мне маленькими шедеврами: это «Беззащитное существо» и «Бабы» по рассказам Чехова. В «Беззащитном существе» на сцене всего два артиста – Оксана Кормишина (Щукина) и Георгий Кузубов (Кистунов). Их имена стоит запомнить. Они с таким мастерством передали сарказм и понимание человеческой сущности Чехова, что зал то и дело взрывался от смеха. И совершенно противоположное настроение вызвала постановка по рассказу «Бабы» — грусть и даже трагизм истории растоптанной любви и загубленной жизни при практически отсутствующем тексте. Любовь, страсть, внутренние терзания персонажей самого нетипичного для Чехова рассказа выражены исключительно в движении и танце — вся палитра чувств понятна без слов. А «бэкграунд» – деревенские избы и церковь в отдалении, на фоне которых сменяются времена года — дополняют и наполняют воздухом и ощущением скоротечности времени этот мини-спектакль. Черты кинематографа, перенесенные на подмостки, наводят на мысль, что к этому отрывку приложил руку сам Никита Сергеевич. По его собственному утверждению, именно эти произведения Чехова и Бунина и их сценическое решение – выбор самих актеров и режиссеров-постановщиков. Но чувствуется, что ничего не обошлось без его участия, что и подтвердил Сергей Газаров: «Он участвовал во всем процессе, на всех отрывках делал замечания параллельно с режиссерами, без режиссеров, сам несколько отрывков поставил». Так что есть надежда, что Михалков, до сих пор ни разу не обращавшийся к театральным постановкам, попробует себя по-настоящему и в этом качестве.
У выпускников Академии оказался совершенно новый взгляд на способы перенесения классики на сцену. Это выражается и в объемных 3D-декорациях, которые словно бы переносят зрителя в атмосферу произведений Бунина и Чехова, и в том, как разыграны мизансцены, и в элементах хореографии, которые присутствуют в большинстве постановок. По словам Михалкова, «Метаморфозы» — это смелый эксперимент творческой лаборатории Академии, который, как надеется режиссер, станет ценнейшим опытом и для актеров, и для преподавателей актерской мастерской, и для зрителей. Каждый отрывок мастер предварял своим коротким вступлением – формат генеральной репетиции это позволял. Он не рассказывал, о чем пойдет речь, зато говорил с явной любовью о работе с актерами, о мастерстве великих артистов прошлого. И это тоже был своего рода «мастер-класс». Но самый большой мастер-класс знаменитый кинорежиссер преподал тем театральным режиссерам, которые берутся за постановку классических произведений и так переиначивают их на свой лад, что в итоге от них остается одно название, идет ли речь о пьесах Чехова или драмах Достоевского. Вместе с выпускниками творческой лаборатории Академии он показал, что нет никакой необходимости рядить героев из 19-го века в современные одежды. В «Бабах» крестьяне одеты в простые холщовые платья и рубахи, а приказчика невозможно не узнать по его поддевке и хромовым сапогам. В «Легком дыхании» по знаменитому рассказу Ивана Бунина герои одеты в платья и мундиры той же эпохи. Но это нисколько не делает их менее современными.
Материалы по теме
Энергия сквозь слезы
07 августа 2013 / Татьяна БаталоваНикита Михалков провел в Летней киноакадемии второй мастер-класс и на практике показал, как нужно работать с воображением, концентрацией и энергетически заряженными жестами.
КомментироватьРецензия: «Солнечный удар» Никиты Михалкова
02 октября 2014 / Татьяна МосквинаСамый ожидаемый фильм года — бесспорно, «Солнечный удар» Никиты Михалкова: именитый режиссер шел к этой картине 37 лет. В итоге сплошные сюрпризы: премьера почти в полной секретности, никому не известные начинающие актеры в главных ролях, многие сцены, снятые два года назад, словно ответ на то, что происходит сегодня между нашей страной и Украиной. Историю чувственной страсти двух молодых людей, разыгравшуюся накануне страшных событий 1917 года, одной из первых увидела кинокритик Татьяна Москвина.
В Москве состоялась премьера фильма «Довлатов». ФОТО
01 марта 2018 / Редакция THR RussiaНа премьеру пришли представители режиссерского и актерского цехов, государственные и телевизионные деятели, а также медийные лица.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: