- Главная
- →
Культура- →
Рецензия: Романтический трэш-эпос Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая»Рецензия: Романтический трэш-эпос Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая»
Эвелина ГурецкаяЗвезд первой величины МХТ имени Чехова задействовал в своем новом спектакле под названием «Мушкетеры. Сага. Часть первая» модный режиссер-интеллектуал Константин Богомолов. Казалось бы, громкие имена артистов вкупе с оригинальным текстом, написанным самим автором, гарантируют постановке зрительский успех. Но, как выяснилось, автор был готов к неоднозначному восприятию своего очередного высказывания.Константин Богомолов продолжает разрушать мифы. На сей раз он взялся за трепетный, романтичный и самый, наверное, «живучий» миф под названием «мушкетеры». А заодно прошелся еще по целому ряду других мифов. Причем как перекочевавших в современность из советского прошлого, так и самых свежих, но уже пустивших корни в наше подсознание.
О том, что все эти мифы он намерен убить, режиссер заявил самой первой сценой этого «романтического трэш-эпоса»: Атос, Портос и Арамис хоронят нечто розовое и продолговатое размером с сосиску, именуя сей предмет la bite (в переводе на русский это звучит как «фуй»). Это все, что осталось от их верного друга-мушкетера Вадима Роже, павшего на поле брани. Одним мушкетером уже стало меньше. Очевидно, к концу саги уйдут в небытие и остальные. Но пока они здесь - Атос (Игорь Миркурбанов), Портос (Андрей Бурковский) и Арамис (Игорь Верник). Правда, одеты как-то не по-мушкетерски: в черных костюмах и при галстуках они больше похожи на чекистов. Да и в мушкетеры они попали каким-то странным образом: все были завербованы неким Николаем Федоровичем Ермиловым, персонажем из книги «Поминальное слово» Владимира Сорокина, принеся в жертву, порой, в самом прямом смысле, родных и близких. И все ради служения Родине в лице Королевы Ирины Петровны (Ирина Мирошниченко).
А Д`Артаньян, который по воле Александра Дюма был главным героем знаменитой трилогии, волею режиссера стал юным армянином Димой Артаняном (в спектакле эту роль играют Евгений Перевалов или Даниил Стеклов), приехавшим в столицу из Краснодара, чтобы стать актером. На этом можно и остановиться с изложением сюжетной линии, которая в основе своей сохранена: три мушкетера служат королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в Констанцию, ришелье противостоит Королеве.
На этом сходство и заканчивается. Дальше никаких даже отдаленных параллелей с первоисточником не наблюдается. Хотя в спектакле появятся практически все основные действующие лица трилогии о мушкетерах - и кардинал Ришелье (Виктор Вержбицкий), и Король, у Богомолова попросту дядя Саша (Александр Семчев), и Констанция, она же Костя (Александра Ребенок) и, конечно же, неотразимая и загадочная миледи (Марина Зудина). Но помимо знакомых всем персонажей из романа Дюма Богомолов ввел в спектакль и новых героев: Карлсона, например, (Сергей Чонишвили), или гробовщика дядюшку Мудло (Роза Хайруллина).
У каждого из героев свое предназначение в этом трэш-эпосе. Стареющая королева – кстати, блестящая роль Ирины Мирошниченко - без памяти влюбится в заморскую звезду Джастина Бибера, этакая трансформация графа Бекингема (Павел Табаков), которого каким-то ветром занесло на гастроли по просторам нашей необъятной страны. И будет петь ему один из хитов Аллы Пугачевой «Не отрекаются, любя». При этом романтические истории наших королев и королей от шоу-бизнеса приходят на ум сами собой.
И Бог с ними, с этими развенчанными «королями». Но когда режиссер намеревается развенчать самое дорогое и любимое миллионами сограждан, в душе многих, без сомнения, поднимется волна возмущения: ну зачем он так? Почему любимца всех детей Карлсона надо было провозгласить Ангелом смерти? Зачем ему, режиссеру, понадобилось одеть Констанцу в скромное платье горчичного цвета и меховую шапку точь-в-точь как у Нади из «Иронии судьбы», и при этом сделать ее порно-актрисой? Надю жалко… Тем более приближается Новый год, когда, накрывая праздничный стол, обитатели каждого дома будут посматривать на телеэкран, где обязательно будет традиционная «Ирония судьбы» с ее лирично-романтичными песнями. Правда, у Богомолова в его «романтичном трэш-эпосе» эти песни будут петь другие влюбленные - несостоявшийся актер Дима Артанян и порно актриса Констанция, сетующая на свою долю. А что делать? Время такое. Приходится сниматься в порнофильмах - других теперь попросту не снимают, такова воля Короля.
И на недоуменный вопрос: «Что, и Андрей Звягинцев снимает порно?» - прозвучит ответ: «Нет, Звягинцев не снимает, он уехал из страны». Вот в такое время и в такие обстоятельства поместил своих героев Константин Богомолов. Но если прежде, создавать свои спектакли-высказывания, режиссер обращался к безусловным авторитетам в лице Достоевского или Пушкина (вспомнить хотя бы его «Карамазовых» на мхатовской сцене или «Бориса Годунова» в театре Ленком), на сей раз режиссер все тексты написал сам. Может сложиться впечатление, что у одного из самых одаренных наших современных театральных режиссеров, все постановки из разряда «трэш». «Но это не так, - утверждает режиссер, - просто трэш-постановки так взрывают пространство, что всем кажется, что я только этим и занимаюсь».
Взорвать пространство у него получилось и на сей раз, сага о мушкетерах равнодушными никого не оставит. И опять, скорее всего, зрители разделятся на два лагеря: на тех, кто принимает такой театр (а это, безусловно, настоящий театр), и на тех, кто его напрочь отвергает. Но и те, и другие не могут не признать: в спектакле много литературы – и русской и советской, сплошные цитаты из того, что все мы проходили в школе или вузе, или из того, что льется на нас с экранов телевизоров. И здесь уместно процитировать высказывание самого автора накануне премьеры о созданной им абсурдистской вселенной: « Это тот спектакль, который подманывает и обманывает. Здесь глупо говорить – это серьезно, это несерьезно... Как я надеюсь, эта реальность имеет много слоев и много слоев восприятия. Все зависит вовсе не от интеллектуального уровня зрителя, а от его открытости, готовности воспринимать все новое и необычное. И мне, конечно, было немного страшно: когда ты этак высказался, страшно вынести на суд публики и ожидать, как это будет воспринято – с пониманием, или все будет затопано».
Судя по реакции зрителей, не перестававших бурно реагировать на все происходящее в течение почти пяти часов - а именно столько длится спектакль – «Мушкетеры. Сага. Часть первая» и публикой, и критиками воспринят с пониманием. А вот будет ли иметь продолжение сама Сага – это уже вопрос. Разрушая самые, казалось бы, жизнеспособные мифы, режиссер своим творчеством уже сотворил новый миф, имя которому «константин богомолов».
Материалы по теме
Рецензия: «Борис Годунов»
15 сентября 2014 / Эвелина ГурецкаяТанцуй, Россия, и плачь, Европа. Премьерой «Бориса Годунова» в постановке Константина Богомолова, самого экстравагантного режиссера новой волны, театр «Ленком» открыл свой сезон.
Комментировать«Борис Годунов», «Безумный день, или женитьба Фигаро» и еще 5 самых громких премьер театрального сезона
22 сентября 2014 / Эвелина ГурецкаяХодить в театр нынче модно. Преданные поклонники кинематографа вдруг в одночасье стали завзятыми театралами – что неудивительно. Большинство наших самых ярких кинозвезд играют на театральной сцене, и изменять театру, похоже, не собираются. THR собрал в одном обзоре обязательные для просмотра постановки.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: