Рецензия: «Борис Годунов»

Рецензия: «Борис Годунов»

Премьеру обещали еще весной, даже билеты на этот спектакль продавали – но зрители смогли увидеть творение известного своими экспериментами режиссера только сейчас. Богомолов любит переносить классику в современность. Отсюда и минимализм декораций, и современные костюмы действующих лиц, и главная примета нашего времени – вездесущее телевидение в виде студии с прямыми включениями и обилием экранов. Этот прием режиссер опробовал уже не раз. Зрелищность и возможность публики четко видеть все происходящее на сцене даже с самых дальних рядов – факт немаловажный. К тому же на экране регулярно появляются тексты-комментарии - забавы ради или для непонятливых? Режиссер весело играет с первоисточником, со временем и пространством, вовлекая в эту игру и зал, который регулярно взрывается смехом.

Неожиданные образы каждого из героев. Жующий жвачку Годунов в исполнении Александра Збруева уж никак не царственная особа: тихий голос, сдержанные манеры, в руках – сначала пистолет, которым он убирает со своего пути всех неугодных, потом - iPhone, для связи с приближенными. Впечатляет игра артиста МХТ Игоря Миркурбанова в роли Григория Отрепьева с манерами уголовника, рвущегося к власти. Богомолов привел его на эту роль, очевидно, не найдя подходящего исполнителя в труппе «Ленкома». Виктор Вержбицкий (он с этого сезона в труппе театра) един в двух лицах: он и Пушкин-эмигрант, и брат его Пушкин-не эмигрант, равноправное действующее лицо постановки. Этот персонаж, которого не наблюдалось в первоисточнике, многих озадачил. Особенно в сцене, когда он сам с собой разговаривает по Скайпу. Неотразима Мария Миронова – «Мария Мнишек, она же и Царица, и вдова прежнего царя, и сестра Бориса Годунова», как указано в программке. У Богомолова все по-своему: летописец Пимен, наркоман-татуировщик, пишет свою «Повесть временных лет» на спинах зэков, оказавшихся почему-то в монастыре. Когда на сцене появляется эмигрант Курбский, на экранах – лицо Бориса Березовского. Когда Годунов надевает на себя шапку Мономаха, на экранах - знаменитый проезд кортежа Президента России по пустой Москве в день инаугурации. Власть неизбежно одиночит…

Этот спектакль - именно о власти. И о тех, кто ею уже обладает, и о тех, кто рвется к ней, и о том, как она разрушает человека. Именно так звучала и драма Пушкина, а, значит, эта история – вне времени. Богомолов превратил ее в фарс – злой и одновременно веселый. Обличая власть, он беспощаден и к народу. «Народ терпеливо ждет, когда ему скажут, что дальше. Народ - тупое быдло» - эти высветившиеся на экранах слова сначала вызвали смех в зале, по прошествии времени они стали кое-кого раздражать. И когда кто-то из зрителей не удержался: «Ладно, хватит. Поняли уже. Давай дальше», на сцене появился Годунов-Збруев и в упор расстрелял нетерпеливого из своего пистолета. Вот и гадай: то ли это была импровизация, то ли все шло по замыслу режиссера. Режиссерский выбор саундтреков тоже впечатляет. Главной мелодией, взрывающей пространство, у Богомолова стал шлягер в исполнении Глюкозы: «Танцуй, Россия и плачь, Европа…», который и завершает спектакль.

Можно смело утверждать, что этот эксперимент, как и все предыдущие постановки Константина Богомолова, всегда будет идти с аншлагом, несмотря на некоторую затянутость отдельных сцен и монологов, рассчитанных явно на думающего зрителя. При этих длиннотах две мои юные соседки тотчас переносили внимание со сцены на свои «гаджеты». Очевидно, жизнь на экранах собственных смартфонов для них была гораздо увлекательнее. Но таких все-таки были единицы. Постановки Богомолова рассчитаны на думающего зрителя, для которого театр «Ленком» давно уже стал «своим». Именно этот факт и можно рассматривать как главную мотивацию выбора режиссера – в каком театре работать постоянно. С этого сезона Константин Богомолов – штатный режиссер «Ленкома». Но при этом он будет работать и на других сценических площадках: ближайшая постановка – в театральном центре «На Страстном».

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Любовь»

    23 октября 2012 / Владимир Лукин

    Превратившись из хладнокровного рационалиста в средневекового мистика, Михаэль Ханеке снял фильм о настоящей любви.

    Комментировать
  • Рецензия: «Большой» Валерия Тодоровского

    10 мая 2017 / Александр Фолин

    Фильм Валерия Тодоровского о молодой балерине, в котором больше от «Билли Эллиота», нежели от «Черного лебедя».

    Комментировать
  • Рецензия: «Мег: Монстр глубины» с Джейсоном Стэйтемом

    09 августа 2018 / Сергей Сергиенко

    Зрелищно и весело, но совершенно без логики.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus