Рецензия: Романтический трэш-эпос Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая»

Рецензия: Романтический трэш-эпос Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая»

Константин Богомолов продолжает разрушать мифы. На сей раз он взялся за трепетный, романтичный и самый, наверное, «живучий» миф под названием  «мушкетеры». А заодно прошелся еще по целому ряду других мифов. Причем как перекочевавших в современность из советского прошлого, так  и  самых свежих, но уже пустивших корни в наше подсознание.

О том, что все эти мифы он намерен убить, режиссер заявил самой первой сценой этого «романтического трэш-эпоса»: Атос, Портос и Арамис хоронят нечто розовое   и продолговатое размером с сосиску, именуя   сей предмет la bite  (в переводе на русский это звучит как «фуй»). Это все, что осталось от их верного друга-мушкетера  Вадима Роже, павшего на поле брани. Одним мушкетером уже стало меньше. Очевидно, к концу саги уйдут в небытие и остальные. Но пока они здесь - Атос (Игорь Миркурбанов), Портос (Андрей Бурковский) и Арамис (Игорь Верник). Правда, одеты как-то не по-мушкетерски: в черных костюмах и при  галстуках они  больше похожи  на чекистов. Да и   в мушкетеры они попали каким-то странным образом: все были завербованы неким Николаем Федоровичем Ермиловым, персонажем из книги  «Поминальное слово» Владимира Сорокина,  принеся в жертву, порой, в самом прямом смысле,  родных и близких. И все ради служения Родине в лице Королевы Ирины Петровны  (Ирина Мирошниченко). 

Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»
Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»

А Д`Артаньян,  который по воле  Александра Дюма был главным героем знаменитой трилогии, волею режиссера стал юным армянином Димой Артаняном (в спектакле эту роль играют Евгений Перевалов или Даниил Стеклов), приехавшим в столицу из Краснодара, чтобы стать актером. На этом можно и остановиться с  изложением сюжетной линии, которая  в основе своей  сохранена:  три мушкетера служат королеве по имени Ирина Петровна, Д`Артаньян влюбляется в  Констанцию, ришелье противостоит Королеве.

На этом сходство и заканчивается. Дальше никаких даже отдаленных параллелей с первоисточником не наблюдается. Хотя в спектакле появятся   практически все основные действующие лица трилогии о мушкетерах - и  кардинал Ришелье (Виктор Вержбицкий), и Король, у Богомолова попросту дядя Саша (Александр Семчев), и Констанция, она же Костя (Александра Ребенок) и, конечно же, неотразимая  и загадочная миледи (Марина Зудина).  Но помимо знакомых всем персонажей из романа Дюма  Богомолов ввел  в спектакль и новых героев: Карлсона, например, (Сергей Чонишвили), или гробовщика дядюшку Мудло  (Роза Хайруллина).

У каждого из героев  свое  предназначение в этом трэш-эпосе.  Стареющая королева – кстати, блестящая роль Ирины Мирошниченко -  без памяти влюбится в  заморскую звезду Джастина Бибера, этакая трансформация графа Бекингема (Павел Табаков), которого каким-то ветром занесло на гастроли по просторам нашей необъятной страны. И будет петь ему один из хитов Аллы Пугачевой «Не отрекаются, любя». При этом романтические истории наших  королев и королей от   шоу-бизнеса  приходят на ум сами собой. 

Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»
Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»

И Бог с ними, с этими развенчанными «королями». Но когда режиссер  намеревается развенчать  самое дорогое и любимое миллионами сограждан, в душе многих, без сомнения, поднимется волна возмущения: ну зачем он так? Почему любимца всех детей Карлсона надо было провозгласить  Ангелом смерти? Зачем ему, режиссеру, понадобилось одеть Констанцу  в скромное платье горчичного цвета и меховую  шапку точь-в-точь как у Нади  из «Иронии судьбы»,   и при этом сделать ее порно-актрисой?  Надю жалко… Тем более приближается Новый год, когда, накрывая праздничный стол,  обитатели каждого  дома  будут посматривать на телеэкран, где обязательно будет традиционная «Ирония судьбы» с ее лирично-романтичными песнями. Правда, у Богомолова в его «романтичном трэш-эпосе» эти песни  будут петь другие  влюбленные - несостоявшийся актер Дима Артанян и порно актриса Констанция, сетующая на свою долю. А что делать? Время такое. Приходится сниматься в порнофильмах - других  теперь попросту не снимают, такова  воля Короля.

И на недоуменный вопрос: «Что, и Андрей Звягинцев снимает порно?» - прозвучит ответ: «Нет,  Звягинцев не снимает, он уехал из страны». Вот в такое время и в такие  обстоятельства поместил своих героев  Константин Богомолов.  Но если прежде,  создавать свои  спектакли-высказывания, режиссер обращался к безусловным авторитетам в лице Достоевского или Пушкина (вспомнить хотя бы его «Карамазовых» на  мхатовской сцене или «Бориса Годунова»  в театре Ленком), на сей раз режиссер все тексты написал сам.  Может сложиться впечатление, что  у одного  из самых одаренных наших современных театральных режиссеров, все  постановки из разряда «трэш». «Но это не так,  -  утверждает режиссер, - просто трэш-постановки  так взрывают пространство, что всем кажется, что я только этим и занимаюсь».

Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»
Кадр из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая»

Взорвать пространство  у него получилось и на сей раз, сага о мушкетерах равнодушными никого не оставит. И опять, скорее всего, зрители разделятся на два лагеря: на  тех,  кто принимает такой театр (а это, безусловно, настоящий театр), и на тех, кто его напрочь  отвергает. Но и те, и другие не могут не признать: в спектакле  много литературы – и русской и советской, сплошные цитаты из того,  что все мы проходили  в школе или вузе, или из того, что льется  на нас с экранов телевизоров. И здесь уместно процитировать  высказывание самого автора  накануне премьеры о  созданной им абсурдистской вселенной:  « Это тот спектакль, который подманывает и обманывает. Здесь глупо говорить – это серьезно, это несерьезно... Как я надеюсь, эта реальность имеет много слоев и много слоев восприятия.  Все зависит вовсе не от интеллектуального уровня зрителя, а от его открытости, готовности  воспринимать все  новое и необычное. И мне, конечно, было немного страшно: когда ты этак  высказался, страшно вынести на суд публики и ожидать,  как это будет воспринято – с пониманием, или все будет затопано».

Судя по реакции зрителей, не перестававших бурно реагировать на все происходящее в течение  почти пяти часов - а именно столько длится спектакль – «Мушкетеры. Сага. Часть первая» и публикой, и критиками воспринят с пониманием. А вот будет ли иметь продолжение сама Сага – это уже вопрос. Разрушая самые, казалось бы, жизнеспособные  мифы, режиссер своим творчеством уже сотворил новый миф, имя которому «константин богомолов».

Материалы по теме

  • Рецензия: «Борис Годунов»

    15 сентября 2014 / Эвелина Гурецкая

    Танцуй, Россия, и плачь, Европа. Премьерой «Бориса Годунова» в постановке Константина Богомолова, самого экстравагантного режиссера новой волны, театр «Ленком» открыл свой сезон.

    Комментировать
  • «Борис Годунов», «Безумный день, или женитьба Фигаро» и еще 5 самых громких премьер театрального сезона

    22 сентября 2014 / Эвелина Гурецкая

    Ходить в театр нынче модно. Преданные поклонники кинематографа вдруг в одночасье стали завзятыми театралами – что неудивительно. Большинство наших самых ярких кинозвезд играют на театральной сцене, и изменять театру, похоже, не собираются. THR собрал в одном обзоре обязательные для просмотра постановки.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus