Рецензия: «Укрощение» с Максимом Авериным и «Однорукий из Спокана» Мартина МакДоны

Рецензия: «Укрощение» с Максимом Авериным и «Однорукий из Спокана» Мартина МакДоны
Денис Суханов в спектакле «Однорукий из Спокана»

Помнится, во времена первого «Кинотавра» было принято делить все фестивальные ленты на две категории: «кино для всех» и «кино для избранных». Почему-то вспомнилось это деление после просмотра обеих премьер. Спектакль «для всех» - комедия Шекспира, настоящий балаган со всеми его атрибутами, постановку которого художественный руководитель театра доверил актеру своей труппы, активно занявшемуся еще и режиссурой, Якову Ломкину. Как актер он блистал на сцене родного театра в шекспировских постановках «Макбета» и «Ричарда III», а теперь вот представил уже собственную интерпретацию Шекспира. Удачную, во всех смыслах, хотя кое-кто из публики, выходя из зала по окончании, и роптал: «весело, но это не Шекспир».

У каждого свое видение этой бессмертной комедии. В «балагане» Ломкина есть все составляющие, благодаря которым этот спектакль - ну никак не уйти от банальности - «обречен на успех у зрителя». Невероятная энергетика, которую несут в зал оба Петруччио ( в спектакле – два состава исполнителей): и харизматичный Максим Аверин, и зажигающий Артем Осипов. Удачно подобранная музыка - как написано в программке: «музыкальные образцы зарубежной поп-культуры 70-80-х годов». Отсутствие нарочитых акцентов на «наше время», которые так популярны сегодня у театральных режиссеров, пытающихся «осовременить» классику. Разве что образ Катарины, типичного гота, со всеми атрибутам этой субкультуры, которая зародилась как раз в те самые 70-е годы прошлого века, причем именно в Англии. Ее черные одеяния, ботинки на немыслимой высоты платформе и пугающий макияж, по замыслу режиссера, и должны подчеркивать ее строптивость. А так – комедия на все времена и на всякого, кто идет в театр за настроением.

Иное дело - «Однорукий из Спокана» Мартина МакДоны, которого называют «великим и ужасным», в постановке самого Константина Райкина, представленный в небольшом зале Высшей школы сценических искусств. Пьесы МакДоны, драматурга, сценариста и режиссера, много и успешно ставят по всему миру. Они буквально переворачивают взгляд на отношения между людьми. В России его постановки - пока еще редкость. Тем отраднее, что своей постановкой Райкин для многих откроет не просто новое имя, но и новый мир. Пьесу «Однорукий из Спокана» сам режиссер-постановщик называет «одной из лучших пьес самого талантливого драматурга наших дней».

О чем же эта пьеса? Если говорить о сюжете – он, казалось бы, прост: однорукий мистер Кармайкл (Денис Суханов) целых 27 лет путешествует по Америке в поисках своей руки, которую ему, 17-летнему юноше, отрезали какие-то отморозки. В этих безуспешных поисках он собрал целый чемодан чьих-то отрезанных рук, который постоянно таскает за собой. Собственно весь спектакль - это один из эпизодов его многолетнего путешествия. В гостиничном номере судьба сводит его с парой, белой девушкой (Полина Райкина) и темнокожим парнем ( Григорий Сиятвинда), которые вообще-то торгуют марихуаной, но решили подзаработать, продав заезжему добытую ими по случаю руку. Еще один персонаж – портье Мервин (Георгий Лежава). И все они оказываются в ситуации, когда жизнь каждого висит на волоске в зависимости от того, кто берет управление этой ситуацией в свои руки.

Здесь и триллер, и психологическая драма, и отчасти комедия, где все непредсказуемо, где все несчастны и одиноки, где идет постоянная война каждого друг с другом и со всем миром. Разве не в таком же состоянии войны живем сейчас практически все мы? Разве не чувствует едва ли не каждый из нас себя одиноким, несчастным и никому не нужным? Талантом драматурга и волею режиссера эта «черная комедия» (а элементов «черного юмора» в пьесе предостаточно) поднимает проблемы человеческих взаимоотношений вселенского масштаба. Константин Райкин счел необходимым обратиться с посланием к зрителям, пришедшим на спектакль: «По Мартину МакДоне жизнь – это тяжкий сон, где царит абсурд, ненависть, жестокость, все виноваты друг перед другом и при этом – бесконечно одиноки, взаимозависимы, временами по-детски беспомощны и нуждаются в человеческом милосердии и доброте». Как важно всем нам помнить об этом каждую минуту нашей быстротечной жизни, да разве же мы помним… В эпоху всеобщего потребления патологическая страсть человека отбирать у ближнего что придется не из необходимости, а просто так, ради собственного удовольствия, стала явлением обыденным. Пьеса МакДоны именно об этом: посмотрите, как будет искалечена и поругана жизнь того, у кого вы что-то отобрали, разрушив его целостность. И теперь уже он будет считать, что имеет право отбирать все, что захочет, у других. Даже если это чья-то жизнь. Как тут не вспомнить Шекспира: «Ужасный век, ужасные сердца». И лишь финал пьесы внушает хоть какую-то надежду на то, что даже циничный и падший человек все-таки способен измениться.

Эколог и писатель Дэвид Орр в одной из своих книг высказал такую мысль: «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе». Именно это и есть главная забота и драматурга Мартина МакДоны, и режиссера Константина Райкина, и всякого талантливого, неравнодушного, способного на сопереживание человека.

Материалы по теме

  • Слишком много молота, слишком мало Локи

    30 октября 2013 / Leslie Felperin

    В прокат выходит «Тор 2: Царство тьмы»: длинное кино, украденное плутом и злодеем Локи в исполнении Тома Хиддлстона.

    Комментировать
  • Рецензия: «Олимпия» Евгения Цыганова

    08 октября 2014 / Эвелина Гурецкая

    Успешный и востребованный актер Евгений Цыганов, после роли в телесериале «Оттепель» ставший и вовсе знаменитым, представил на суд зрителей свой первый режиссерский опыт на сцене родного театра «Мастерская Петра Фоменко».

    Комментировать
  • «Джон Уик 2»: убей меня снова

    08 февраля 2017 / Ольга Маршева

    Киану Ривз навсегда вошел в историю кино как всемогущий Нео. И если до легендарной трилогии «Матрица» другие роли актера могли бы соперничать с Избранным по значимости, то после… Впрочем, выход на экраны второй части суперуспешного боевика «Джон Уик» укрепит позиции Ривза как главного мирового борца со злом. Трепещи, Том Круз!

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии