Спектакль «Дама» в театре «Современник»

Спектакль «Дама» в театре «Современник»
Фото: Сергей Петров

Последняя премьера уходящего года в театре «Современник» - спектакль «Дама» по пьесе Тадеуша Ружевича, которого именуют просто: «великий поляк». Полякам доверили  и постановку: режиссер-постановщик Анджей Бубень, художник-постановщик Анита Боярска, композитор Петр Салабер. Этот спектакль стал настоящим бенефисом ведущей актрисы театра Марины Неёловой. В январе народная артистка будет отмечать свой юбилей, так что спектакль ставился явно «под нее».

Публика собралась преимущественно из давних поклонников как театра, так и самой Марины Неёловой. Многих привлекло, разумеется, и название – «Дама». Воображение рисовало нечто изысканное. Для тех, кто не удосужился внимательно прочитать программку или просто поинтересоваться, о чем спектакль, первое появление главной героини явно озадачило. Куча разноцветного тряпья, наваленного на кресло, вдруг начинает шевелиться. Появляются две ножки, которые актриса закидывает резво на спинку кресла, демонстрируя прекрасную физическую форму. И вот, наконец, она, Марина Неёлова, старая Дама, которую публика встречает аплодисментами. Все первое действие держится исключительно на ней. Остальные задействованные артисты выступают, скорее, в роли статистов. Складывается впечатление, что режиссер не придумал для них никакого применения. Они просто двигаются, гримасничают, одеты все, похоже, с той самой свалки, которая является главным сценическим атрибутом.

Фото: Сергей Петров

Свою пьесу Тадеуш Ружевич написал полвека назад. Один из главных новаторов польского театра задумал ее как некое пророчество: события происходят вне времени и пространства, после колоссальных катаклизмов, которые случились на Земле, когда мир превратился в мусорную свалку. В то время как в этом мире люди пытаются просто выжить, Дама хочет жить по-человечески. Пробудившись то ли от сна, то ли от долгого забытья, тотчас требует у официанта – действо разворачивается, судя по всему, в ресторане - воды непременно в чистом стакане, да еще и сахару побольше. А потом еще и горячего супа, тогда как простая вода в этом мире будущего уже стала большой редкостью. Но и этого мало: она намерена рожать в свои «далеко за 70». Требует лучших докторов, специалистов по искусственному оплодотворению. А попутно еще и пытается соблазнить юного официанта. В этой роли - один из талантливейших артистов «Современника» Шамиль Хаматов, который незаслуженно затерялся в лучах славы своей знаменитой сестры Чулпан Хаматовой. Его энергетика и умение перевоплощаться запоминаются особенно.

Фото: Сергей Петров

На сцене постоянно присутствуют еще несколько персонажей: три полуодетые девицы, изображающие мойр (в древнегреческой мифологии это богини судьбы). Правда, все, что достается на их долю по воле режиссера, это, кривляясь, передвигаться по сцене и плести руками невидимые нити. Еще несколько действующих лиц – Слепец, Доктор, Скрипач и Господин – изначально присутствуют словно для антуража. Правда, во втором действии им позволено каждому по-своему  себя как-то проявить. Так что на плечи Марины Неёловой легла основная нагрузка: совсем непросто постоянно удерживать внимание публики, не давая ей заскучать.

Да, абсурдистский театр. Да, заслуженный драматург. Но перевод этой пьесы, который театр специально заказал Ивану Вырыпаеву, большой удачей не назовешь. Монологи затянуты, к месту и не к месту наполнены отсылками к современности (зачем всуе поминать того же Барака Обаму - загадка). Впрочем, у драматурга пьеса была наполнена цитатами из газет его времени, середины прошлого века. Возможно, Вырыпаев просто попытался эти тексты «осовременить». К кому ни у кого не возникнет вопросов, так это к исполнительнице главной роли. За время спектакля ее героиня проходит путь от городской сумасшедшей до воплощения вечной женственности, появляясь во втором акте в белых одеждах и с русой косой. После напора в стремлении жить во что бы то ни стало в первом действии, во втором Дама предстает успокоившейся и почти умиротворенной. Она приняла неизбежность судьбы. В этом, видимо, и есть главный смысл пьесы, как и любого жизненного пути: научиться принимать неизбежное как должное. И Дама-Неёлова, приведя в порядок, насколько это возможно, захламленный мир вокруг себя, усаживается за тем же ресторанным столиком, чтобы успокоиться навеки.

Фото: Сергей Петров

Название пьесы у Тадеуша Ружевича звучало так: «Дама, которая высиживает». Глядя на публику, замершую в зале в ожидании чего-то так и не свершившегося, невольно приходило на ум именно это определение из названия пьесы: «зрители, которые высиживают». У режиссера-постановщика то ли не хватило фантазии сделать этот спектакль более зрелищным, то ли это и вовсе не входило в его планы. Впрочем, публика при всем при том расходилась  почти удовлетворенной: на Марину Неёлову вдоволь насмотрелись.  И будут приходить  в театр вновь и вновь, поскольку это единственная возможность увидеть своего  кумира - на экранах с некоторых пор она появляется крайне редко.

Фото: Сергей Петров

Материалы по теме

  • Рецензия: «День опричника» Марка Захарова в «Ленкоме»

    19 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    «День опричника» Владимира Сорокина опять у всех на слуху, как это было 10 лет назад, когда книга вышла в свет. На сей раз поводом стала постановка Марком Захаровым спектакля по этому роману в театре «Ленком».

    Комментировать
  • Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова

    22 декабря 2016 / Эвелина Гурецкая

    С некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.

    Комментировать
  • В московском метро впервые прошла «Театральная ночь»

    27 декабря 2016 / Александр Фолин

    Студенты Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова показали на станции метро «Кропоткинская» фрагменты пластического спектакля «Воскресение».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus