«Страсти по Толстому. Крейцерова соната» в консерватории им. П.И. Чайковского

«Страсти по Толстому. Крейцерова соната» в консерватории им. П.И. Чайковского

«Крейцерову сонату» Льва Толстого подвергли цензуре сразу после публикации: жесткая, даже жестокая повесть на довольно телесном уровне рассказывала о гневе ревности и не особо стеснялась в выражениях, без обиняков говоря о самом больном и зачастую не принятом в культурном обществе. В основе произведения классика – история любви и ненависти Василия Позднышева, чей не самый удачный брак завершился смертью жены от его рук. Причиной стала ревность к скрипачу, с которым его жена исполнила ту самую «Крейцерову сонату» Бетховена. Текст неоднократно обращается к музыкальной тематике, так что идея совмещения концерта классической музыки и тем из пьесы витала в воздухе, и благодаря сотрудничеству Академии кинематографического и актерского искусства Н.С. Михалкова, продюсерского центра «Мастер»  и благотворительного фонда «12» у зрителей появилась возможность увидеть подобный симбиоз.

Фото: Эмиль Матвеев

Назвать «Страсти по Толстому. Крейцерову сонату» спектаклем или концертом трудно – получившееся представление стоит на стыке жанров, и ни одна часть не является довлеющей над другой: отрывки из произведений Толстого в исполнении Антона Стреляева перемежаются выступлениями Atrium Quartet, а непосредственно заглавную сонату исполнили Анна Айрапетянц и Давид Ардуханян. На последних хочется остановиться в первую очередь: непревзойденная игра Айрапетянц дополняет невероятное мастерство Ардуханяна, и на их исполнении девятой сонаты для скрипки и фортепиано, а конкретно - Kreutzer Sonata, Op. 47: I. Adagio sostenuto - Presto – буквально захватывает дыхание. Трудно сказать лучше, чем заштампованной фразой «зал застыл»: талант музыкантов попросту ошеломляет и оставляет по-настоящему неизгладимое впечатление.

Atrium Quartet им если и уступает, то лишь самую малость: ни единой фальшивой ноты, идеальная сыгранность и правильная расстановка всех акцентов оставляют мощное впечатление и вызывают мурашки по всему телу. Им достался «Струнный квартет №14 до-диез минор op.131», и большой зал консерватории им. П.И. Чайковского прекрасно подошел для исполнения признанного классика: зал не зря славится своей потрясающей акустикой.

Фото: Эмиль Матвеев

Выведенные же в названии «Страсти по Толстому» полностью остаются на совести Антона Стреляева, уже успевшего появиться в обеих частях «Метаморфоз» у Никиты Михалкова, а также в ряде других спектаклей. В собственном моноспектакле Стреляев разворачивается по полной: возможно, с несколько излишней театральностью, но, тем не менее, актер прекрасно передает все оттенки игры. Отчаяние, безумие, скорбь, радость и боль за редким исключением кажутся действительно естественными, и трагедией ревнивца невольно проникаешься, вне зависимости от того, знакомо ли зрителю это чувство.

«Страсти по Толстому. Крейцеровская соната» - это интересный эксперимент, вытекающий из двух схожих, но имеющих различия медиумов, и труд сценаристов Анна Айрапетянц и Елены Усковой по достоинству смогут оценить как любители классической академической музыки, так и классического театра.

Материалы по теме

  • День рождения THR прошел с голливудским размахом

    04 апреля 2013 / Редакция THR Russia

    Ровно год тому назад, в апреле 2012 года, в России вышел первый номер легендарного журнала о кино The Hollywood Reporter. Тринадцать номеров спустя, 4 апреля 2013 года, учредитель российского издания Никита Михалков и редакционный директор Мария Лемешева пригласили друзей и знаменитых читателей THR, которых за это время появилось немало, в ресторан «Каста Дива», чтобы отметить первый День рождения журнала.

    Комментировать
  • Рецензия: «Темные времена» с Гари Олдманом

    17 января 2018 / Сергей Сергиенко

    Удивительно камерная картина о глобальных событиях.

    Комментировать
  • Рецензия: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны

    31 января 2018 / Сергей Сергиенко

    История о человеческих отношениях, рассказанная с горькой улыбкой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus