Timeless: шоу любви в «Ленинград центре»

Timeless: шоу любви в «Ленинград центре»
Timeless

Петербургский «Ленинград центр» открыл свой пятый, юбилейный сезон долгожданной постановкой Timeless. Режиссер Феликс Михайлов вынашивал его замысел больше года — а поставил за два месяца. При этом идей у постановщика в процессе накопления, а затем и реализации набралось столько, что шоу пришлось разделить на две части. То, что увидели мы — это «Шаг 1. Вне времени». Вторая часть, как говорится, грядет.

Немного вводных

Чтобы понимать весь масштаб нового детища Михайлова, нужно знать, что такое «Ленинград центр» и его режиссер. Историческое здание в центре Петербурга хорошо известно каждому киноману: в середине XX века и до голодных 1990-х голов здесь успешно функционировал панорамный киноцентр «Ленинград» с самым большим на тот момент экраном в городе (28 метров в ширину и более 10 метров в высоту). Кинопоказы, фестивали, звезды, красные дорожки — место рядом с Таврическим садом и обособленность помещения (отдельное здание, никаких дворов и торговых центров) делали киноцентр уникальным местом. Увы, «Ленинград» не выжил: закрылся на реконструкцию в 2004 году после проката трилогии «Властелин колец» — и закрылся с концами. Долгое время здание перепродавалось от одних владельцев другим. Были совершенно фантастические проекты сделать из него бизнес-центр, кабаре и даже каток — но в итоге он превратился в «авторский шоу-центр». За реставрацию отвечал легенда архитектурного мира, каталонец Рикардо Бофиль, за дизайн интерьеров — не менее легендарные Марта де Вильялонга, Валентин Юдашкин и Павел Каплевич. Отвечать за художественную составляющую назначили Феликса Михайлова, проработавшего в Москве практически во всех развлекательных жанрах: от стриптиз-клубов до новогодних «огоньков» на Первом канале. Именно он, кстати, в этом году делал церемонии закрытия и открытия FIFA и поразил воображение всего мира.

Михайлов превратил «Ленинград центр» в площадку мечты: более 30 подвижных механизмов сцены, 3D-занавес, самая большая в Европе кинетическая люстра, экраны, винтовые лестницы для музыкантов вместо оркестровой ямы — в общем, зависть. На сегодня это — одна из самых технологичных площадок в мире, не то, что в России. Здесь можно воплотить самые безумные фантазии — что Михайлов и делает с большим и окупаемым успехом: «Ленинград центр» рассчитан на публику состоятельную и респектабельную. Шоу людей легкого поведения Lovesick, «Фавориты луны», «Прекрасная М», «Illusio. Повелитель грез» — Михайлов изначально стремился давать Петербургу то, чего у него нет: качественного энтертейнмента. И вот теперь — Timeless: невероятная смесь хореографии, балета, цирка, драматургии, видеомэппинга, мюзикла и физического театра.

Шаг 1

Вычленить четкий сюжет из постановки Михайлова невозможно. Timeless — это сон, фантазия, фантасмагория, набор трюков и штампов, мыслей и чувств. Сюрреалистический мир, полный музыки и танцев. Сам режиссер говорит, что долго пытался определить жанр, придумал определение «коллаж», а сейчас нашел самое точное определение — аттракцион. Именно так.

Зрительный зал на 300 мест разделяет железная дорога. По рельсам идет поезд с циркачами, по бокам сцены играет живой оркестр, в зале поет певица, на сцене — свадьба. Внезапно выясняется, что жених потерял кольцо. И далее всю постановку тема колец будет преследовать героев и зрителей — как символ любви и пошлости, верности и предательства, добра и зла, мужского и женского, вечного и бесконечного. Несколько главных героинь разных возрастов, характеров и эпох будут искать эти кольца — свою любовь — находить и терять, цепляться и не отпускать в стремлении услышать три заветных слова: «Я тебя люблю!»

Timeless

Михайлов призывает нас не воспринимать все, что происходит, буквально — и смешивает невероятный коктейль из всех своих технических, визуальных и артистических возможностей. Вот акробаты, воздушные гимнасты и «женщины-змеи». Вот невероятное цирковое шоу со слонихой и слоненком в натуральную величину — их специально для спектакля придумали братья-скульпторы Урал и Артур Гильмановы, изготовившие для церемонии открытия FIFA жар-птицу. Вот чемпионы мира по аргентинскому танго Дмитрий Васин и Согдиана Хамзина исполняют виртуозный номер в стиле нуэво. Или же звезда цирка Александра Савина буквально гипнотизирует зрителей трюком с кольцами-обручами, отсылая нас к главной теме. Многовато цирка? Пожалуйста, звезды шоу «Танцы» на ТНТ ставят яркие хореографические номера, а Вера Арбузова из Мариинки — балетные эксперименты на земле и в воздухе. В этом коллаже есть и номер в модном стиле гага, придуманным израильским хореографом Охадом Нахарином, и яркий музыкально-танцевальный экспириенс на стихи «Кокаинетки» Вертинского, и «Опера богатых» Сергея Курехина, и даже Who Wants To Live Forever группы Queen.

Timeless

Все это перемежается цитатами от Шекспира до Хичкока на тему любви и ее сути, женского начала и характера. «Почти каждая женщина хотела бы хранить верность. Трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, которому можно было бы хранить верность» (Марлен Дитрих). «Женщина, которая раздевается публично, напоминает мне режиссера, который в самом начале фильма сообщает разгадку» (Альфред Хичкок). «Очень опасно встретить женщину, которая тебя понимает. Это обычно заканчивается женитьбой» (Оскар Уайльд). И так далее, и тому подобное — из школьной/университетской программы и сборников интернет-мемов.

Выплескивая на зрителя все это конфетти образов, Михайлов умудряется балансировать на тонкой грани пошлости и глубины с невероятным изяществом. Режиссер намеренно где-то упрощает, где-то говорит в лоб, где-то запутывает, а где-то и давит на слезу. И цитирует, цитирует — жонглирует всеми культурными референсами, ведь на сцене аттракцион, не забываем. Его Кони-Айленд с американскими горками превращается в инсталляцию «Девочка на шаре» Пикассо, затем — в отель «Любовь» из одноименного фильма Гаспара Ноэ, а в финале и вовсе открыточно-пляжную идиллию времен пин-апа и бертоновского «Суинни Тодда». И это только то, что лежит на поверхности — каждый зритель в силу культурного бэкграунда найдет в коллаже спектакля свои отсылки.

Timeless

Решать, что здесь порок, а что — добродетель, придется самостоятельно, равно как и разбираться в хитросплетениях сюжета. Михайлов предлагает нам познать прежде всего не духовную любовь — но сексуальную. Timeless — настоящий праздник тела: мускулистые танцоры в купальных костюмах начала XX века, стриптиз и горничные из эротических фантазий — даже воздушные гимнасты выступают в анатомических костюмах и благодаря световым акцентам выглядят иногда как куски плоти. Тем не менее, через все страсти, телесные изломы и бури в итоге персонажи приходят все-таки именно к чувствам и душе, к тому заветному, что так неистово ищут героини сквозь все шоу.

Timeless

Шаг 2

Михайлов настаивает, что выбрал подобный жанр своих постановок для Петербурга намеренно. В городе, где переизбыток оперы, балета и театра во всех его проявлениях, не хватало именно качественного шоу. Поэтому в труппе — не столько драматические артисты, сколько — шоумены: хореографы и танцоры участвуют в лучших программах страны, акробаты и циркачи выступают с номерами в Cirque du Soleil, музыканты, композиторы и певцы активно востребованы — так, песни для Timeless написала победительница шоу «Голос» Ксана Сергиенко. Костюмы для каждого шоу делают известнейшие российские дизайнеры: от Валентина Юдашкина до Татьяны Парфеновой (для Timeless Парфенова подготовила главным героиням платья вместе с Юлией Далакян). Рекламные фотосессии снимают в том числе и европейские фотографы. Программка того же Timless занимает два разворота по количеству участников шоу. Чувствуете масштаб?

Первые спектакли были чуть попроще — чуткого петербургского театрала надо было подготовить к такому эксперименту. «Первые зрители возмущались — где сюжет, драматургия, кто кого любит! — смеется режиссер. — Говорили: мы в Петербурге — где балет? Но у нас уже три сцены Мариинки — сколько можно балета?» К Timeless Михайлов, таким образом, шел даже больше года — сразу же, с первой постановки он мечтал о чем-то подобном, но действовал постепенно. Зато теперь, когда публика уже привыкла формату и появился свой зритель — режиссер развернулся и, по его словам, стал наглее.

Timeless

Идеи для спектаклей Михайлов собирает действительно как коллажи, вдохновляясь живописью, литературой и кино. Для Timelesse у него собралась папка из пяти тысяч вырезанных картинок — ощущения от света, мизансцен, идей, которые он хотел бы воплотить. Позже эта папка была передана артистам — «чтобы их накачать эмоциями, ведь они не драматические артисты и могут выдать результат лишь из ощущений». Коллажно собирается и сама постановка: режиссер никогда не берет одного хореографа и композитора — у него всегда несколько профессионалов, стилей и направлений. Более того, у приглашенных артистов есть задача обучить тому, что они знают, остальных — и позже труппа уже может самостоятельно придумывать номера на основе своих свежеприобретенных навыков.

Timless, в отличие от других спектаклей, представляет из себя строгий набор эссе: каждая сценка имеет свой конец и начало — и все они, словно бусины из ожерелья, нанизаны на основную идею. Этих бусинок — мини-спектаклей — Феликс придумал столько, что, повторимся, шоу раздулось до двух частей, и в следующем году нас ждет «Шаг 2», посвященный на этот раз сексуальности и внутреннему миру мужчин. По большому счету, и они также хотят найти возможность сказать сокровенное «Я тебя люблю!» — но как и каким образом проходят этот путь, Михайлов и попытается исследовать во второй части своего аттракциона.

Timeless

Премьерные спектакли «Timeless. Шаг один» на сцене «Ленинград центра» можно увидеть 13, 20, 25–27 октября, 2–3 ноября.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus