На разрыв аорты: Игорь Миркурбанов в роли господина де Мольера

На разрыв аорты: Игорь Миркурбанов в роли господина де Мольера
Игорь Миркурбанов

Спектакль «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» в репертуар театра «Ленком» ворвался стремительно – на репетиции ушло чуть более двух месяцев. Давняя «ленкомовская традиция» - мгновенно откликаться на проблемы, волнующие общество.

Поставил этот спектакль режиссер Павел Сафронов, и это его первая работа в знаменитом театре. Видимо, поэтому он пришел в «Ленком» со своей командой: художник-постановщик Мариус Яцовскис, художник по костюмам Евгения Панфилова, композитор Фаустас Латенас, хореограф Сергей Грицай. А вот артиста на роль Мольера, Игоря Миркурбанова, режиссеру предложил художественный руководитель театра Марк Захаров.

Перед Миркурбановым стояла непростая задача. До него на сцене в роли господина де Мольера в разные годы выходили Иннокентий Смокутновский и Олег Табаков во МХАТе, Александр Ширвиндт в Театре Сатиры, Юрий Соломин в Малом театре, Армен Джигарханян в том же «Ленкоме» в 1966 году (постановка Анатолия Эфроса). Миркурбанову пришлось найти свое видение образа актера и драматурга Жана Батиста де Мольера, и надо признать, его Мольер получился ни на кого не похожим.

Фото: Александр Стернин

Да и спектакль в целом словно открывает нечто новое в хорошо знакомых текстах. Павел Сафронов так расставил акценты, что булгаковская пьеса «о противостоянии художника и власти» приняла иное звучание. Один из главных мотивов его спектакля – разгул мракобесия, противостоять которому не в силах даже облеченный безграничной властью правитель. В данном случае - король Франции Людовик Великий (Виктор Вержбицкий). Получился спектакль-высказывание буквально  «на злобу дня». А стараниями художников – постановщика и по костюмам - еще и спектаклем вне времени. Хотя тут есть и сценические маски, и абсолютно театральные костюмы. Но все-таки преобладают именно «вневременные» одежды - особенно это касается главного героя, Мольера. Сценическое решение порой напоминает древнегреческие трагедии, тем более что эти мотивы заложены в самой пьесе Булгакова. Хотя ее действие и разворачивается в 17-м веке, но есть в ней и кровосмесительная связь, предопределенная Роком, и торжество темных сил, пытающихся задушить талант. Если вернуться к нашей сегодняшней реальности, то, получается, мало что изменилось за прошедшие почти полтора столетия с момента написания пьесы. Гонения на художников иначе как судьбой или роком и не назовешь.

Создатели спектакля внесли в него и элементы комедии – все-таки Мольер вошел в историю как великий комедиограф – но смех в зале звучал крайне редко. Ощущение трагической развязки, которое возникает с первых же минут спектакля, не покидает зрителей в течение всего действия. Полутемная сцена, минимум декораций, в костюмах всего две краски – черная и белая. Исключение - серебристая мантия короля. Практически в размер сцены - огромная рама вроде тех,  которые обычно обрамляют картины великих художников. Этим сразу же дается главный посыл: спектакль, как и любая картина, дает  каждому зрителю возможность собственного видения и толкования.  

Фото: Александр Стернин

Избранное для своей постановки название – «Сны господина де Мольера» - Павел Сафронов объяснил так: « Сны, потому что наша действительность иногда и впрямь, как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись, чтобы увидели, что нельзя убивать за веру, что нельзя предавать».  

Игорь Миркурбанов сделал практически невозможное, стараясь «разбудить спящих». Его игра буквально «на разрыв аорты». Его Мольер – страстный, нежно любящий – и в то же время непостоянный, непредсказуемый. То он настоящий психопат, то погруженный в тяжелые раздумья глубоко страдающий человек. Артист создает на сцене такой накал, что порой хочется его остановить: потише, поспокойнее… ну, нельзя же так неистовствовать!.Но, похоже, по-иному Миркурбанов и не может, приковывая  к себе внимание в течение всего спектакля. При том, что в высшей степени убедительна в своем трагизме Анна Большова в роли отвергнутой возлюбленной Мадлены Бежар. Бесподобен Иван Агапов в роли слуги Мольера Жан-Жака Бутона (ему-то как раз и удается время от времени рассмешить публику). Нужное впечатление хитрого и умного служителя церкви производит и Архиепископ Дмитрия Гизбрехта. Не говоря уже о Викторе Вержбицком в роли Людовика Великого. Он создал тот образ короля, который был очень важен именно для этой постановки: милый, незлобивый, любящий не только себя, но и искусство, он даже провинившихся наказывает как-то очень уж по-отечески мягко. И  хотя король - явный  поклонник Жана Батиста Мольера и даже его  покровитель, но не все в его власти - словно говорит он всем своим поведением. Народ требует избавиться от Мольера, и церковь требует - что же ему остается? Приходится исполнять волю своих верноподданных. В очередной раз удивишься – как все это близко нам сегодняшним… Словно только вчера, а не полтора столетия назад написал Михаил Булгаков свою пьесу.

Фото: Александр Стернин

Материалы по теме

  • Игорь Миркурбанов: «Зритель не прощает артисту самодовольства»

    19 февраля 2017 / Александр Фолин

    THR встретился с Игорем Миркурбановым, недавно закончившим съемки в «Икарии» Явора Гырдева, и поговорил о жизненном и творческом пути, а также о взаимоотношениях с режиссерами на площадке и сцене.

    Комментировать
  • Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»

    11 июля 2017 / Редакция THR Russia

    Рецензия на спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера.

    Комментировать
  • Максим Матвеев перевоплотился в самую красивую женщину театральных подмостков Англии

    11 сентября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Премьерный спектакль Театра Олега Табакова «Кинастон» с Максимом Матвеевым в главной роли обещает стать хитом сезона.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus