- Главная
- →
Культура- →
Валентин Гафт в спектакле, который придумал самВалентин Гафт в спектакле, который придумал сам
Эвелина ГурецкаяВалентин Гафт словно подводит итог собственной жизни, и его слова звучат как откровение.Он выходит на Другую сцену театра «Современник» явно с трудом, опираясь на палочку. Долго выбирает место за большим овальным столом, садится – и пускается в воспоминания. Так начинается спектакль «Пока существует пространство». Сразу же уходит куда-то старческая немощь и начинается магия, которая всегда отличала этого выдающегося артиста – Валентина Гафта.
Ему уже 82: возраст, когда хочется не просто играть на сцене кем-то придуманные образы, а поделиться со зрителями тем, что на душе. Он ушел из невероятно популярного у зрителей спектакля «Игра в джинн», где играл вместе с Лией Ахеджаковой. Очевидно, не видел себя в каких-то новых ролях - так и появился этот авторский спектакль, придуманный и поставленный в содружестве с Саидом Баговым. Неизвестно, кто стал его инициатором. Мы знаем, что почти три года артисты писали тексты, репетировали, долго искали название. Изначально пьеса называлась «Город далеко позади», но Гафту оно не нравилось. Пока однажды, как рассказал Багов, Валентин Гафт не встретился с Далай-ламой и привез с этой встречи книгу «Пока существует пространство». Так они и решили назвать свою пьесу словами из древней буддийской молитвы.
Это исповедальная история двух немолодых мужчин, отца (Валентин Гафт) и его пасынка (Саид Багов). Они не виделись много лет, их встреча далека от идиллии, но это все-таки диалог, в котором есть место общим воспоминаниям. И в первую очередь это воспоминания о женщине, которую оба любили. Один – любовью мужа, в итоге эту женщину предавшего. Другой - сыновней любовью, предательства отчиму не простившего. Изначально планировалось, что в спектакле эта женщина будет присутствовать, даже с выбором определились. «На роль матери я пригласил итальянскую актрису Лауру Моранте, - рассказал Саид Багов. - Она согласилась. Театр «Современник» не против ее кандидатуры. Почему итальянская актриса? Я как соавтор пьесы видел только ее. Пьеса — европейская, действие происходит на юге Италии. Поэтому нужна актриса с европейскими корнями. А еще — актриса, которая умеет молчать на сцене. С «молчаливыми» женщинами-актрисами в России проблема».
Может быть, со временем этот персонаж и будет введен в спектакль, но пока их двое. Артисты долго не решались показать свое творение художественному руководителю театра «Современник» Галине Волчек. Но она идею приняла. Этим спектаклем театр открыл свой новый сезон.
Спектакль минималистичен. На сцене – большой стол, дверь, ведущая то ли в другую комнату, то ли вовсе в иное измерение. И еще имитация окна, за которым - постепенно гаснущее солнце на закате дня. Это своего рода символы того мира, в котором существуют оба героя. Они одиноки, понимают, что уже никому не интересны. Просто доживают свою жизнь в ожидании неизбежного конца. Их встреча - попытка каждого достучаться до сердца другого, в общем-то близкого человека. Так и построен спектакль, в котором практически нет действий, все сосредоточено на внутреннем мире героев, их давнем конфликте друг с другом.
Валентин Гафт этим своим сочинением словно подводит итог собственной жизни, потому и звучат произносимые им слова как откровение. О том, что не всегда был честен с самим собой, говорил «да», когда надо было сказать «нет», приспосабливался, как практически каждый из нас, ради одной цели - выжить. Если бы Гафт просто выходил на сцену и делился с публикой своими размышлениями о смысле жизни, о том, что его волнует, с чем он не согласен и не готов примириться, то и тогда собирал бы полные залы. Но он артист. Его предназначение – играть. Что он и делает, блестяще перевоплощаясь в какого-то безвестного старика, который своего рода Alter ego Валентина Гафта, его вторая сущность.
Материалы по теме
Иван Янковский сыграл в спектакле «Утиная охота»
25 сентября 2017 / Эвелина ГурецкаяЛучшего исполнителя роли «Зилова нашего времени» трудно и представить - так точен Янковский в каждой интонации.
КомментироватьБогомолов и пустота
09 октября 2017 / Эвелина ГурецкаяКонстантин Богомолов поставил спектакль «Волшебная гора» по роману Томаса Манна, где романа практически нет.
Максим Севриновский сыграл Ричарда III
16 октября 2017 / Эвелина ГурецкаяЗлодей, лишенный совести, идущий от одного убийства к другому, и вместе с тем психологически точно разработанный характер талантливого и умного человека – таким получился Ричард III у Максима Севриновского.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: