- Главная
- →
Телевидение- →
MIPCOM 2018: провокатор, сутенерша и балеринаMIPCOM 2018: провокатор, сутенерша и балерина
Ольга БеликНа крупнейшем рынке телеконтента в Каннах представили российские сериалы «Триггер», «Обычная женщина» и «Матильда».Российские сериалы активно выходят из сумеречной зоны «про бандитов и ментов». Все больше продюсеров снимает истории, которые волнуют не только их, но и зрителей — причем во всем мире. Год назад наша страна уже потрясла крупнейший рынок аудио и визуального контента MIPCOM своими сериалами — и сегодня продолжила захват мира с помощью объединенного стенда Made In Russia — инициативы Российского Экспортного Центра (РЭЦ), запущенной в 2015 году для стимулирования экспорта российских товаров в разных отраслях, а в 2017 году решившей продвигать и креативный контент.
Профессиональный провокатор
На MIPCOM 2018 состоялось сразу несколько отечественных премьер, включая мировую — честь выпала Александру Цекало, его продюсерской компании «Среда» и их новому детищу «Триггер» с Максимом Матвеевым в главной роли. Слово «честь» — не ирония: «Триггер» открывал MIPCOM специальным предпоказом в главном кинозале дворца Фестивалей, а после премьеры состоялась сессия вопросов и ответов со съемочной группой — такое бывает только у больших западных проектов. Объясняется это еще и тем, что весной «Триггер» стал финалистом питчинга лучших международных сериалов MIPDrama Screenings 2018 — поэтому конечно же, осеннюю сессию рынка открывал именно этот проект.
«Триггер» назывался ранее «Провокатор», но позже название было изменено на более универсальное и международное. Герой Матвеева — Артем, психолог, который использует провокационную терапию: то есть провоцирует клиентов, оскорбляет их, смеется над ними — и вскрывает их проблемы буквально за считанные секунды, когда они перестают врать себе и выходят из зоны комфорта. Кого-то напоминает, правда? Действительно, создатели сериала сравнивают проект с культовым «Шерлоком» ВВС. К такому сравнению прибегнул Кристиан Гокель, вице-президент Beta Film по международным продажам и закупкам — компании-дистрибьютора «Триггера» на международном рынке: он подчеркивает, что до недавнего времени не так много российских сериалов обладали подобным эмоциональным качеством и были бы сняты на универсальном языке. И что важно — российские авторы нашли еще одну грань того, как обаяние-отрицание Шерлока можно представить в новой, незаезженной истории.
Матвеев в кадре похож на прекрасного Кощея (актер держит худобу для спектакля «Кинастон»): огромные ангельские глазищи и премерзкий характер. Он всегда прав, он прекрасный провокатор и психолог — и ужасный человек. Как поясняет Максим, самая любопытная вещь в Артеме — пардокс между его блестящей профессиональной карьерой и абсолютно провальной личной жизнью. «В этом заключается, во-первых, мой актерский интерес, но, мне кажется — еще и зрительский. В этом смысл нашей истории, ее юмор и то напряжение, которое должно не отпускать зрителя на протяжении всего сериала».
Матвеев называет героя социопатом (без знаменитой добавки «высокоактивный») и говорит, что сам-то он более благосклонен к окружающим людям. «Честно скажу, наполниться этим его раздражением и диким напряжением было непросто. Я слушал музыку, которая вызывала у меня депрессию — Эминем, Мэрилин Мэнсон, какие-то русские группы».
Единственный человек, который раскусил Артема — его бывшая жена Даша (Светлана Иванова), которую Артем по-прежнему любит, но жизнь с которой делает невозможной. Тем временем в его поле зрения появляется загадочная клиентка Лера (Виктория Маслова), которая будет как-то связана с его прошлым. Лера пережила личную трагедию и настаивает, что только Артем может ей помочь — но, конечно же, все окажется не так просто. По словам Масловой, ее героиня — женщина на грани, цель которой — месть, и при разработке образа ее сравнивали даже с персонажем «Исчезнувшей», что может дать внимательному зрителю некоторые подсказки насчет Леры.
Идею «Триггера» принесла Цекало продюсер производства «Среды» Александра Ремизова еще три года назад — ей было интересно посмотреть на человека, который может решить все проблемы, а также показать необычный метод решения этих проблем. По словам Цекало, пилот никуда не годился, но Ремизова так горела идеей Шерлока-психолога, что сериал начали разрабатывать. Сценарий написал автор «Тренера» и «Притяжения» Андрей Золотарев, основным консультантом выступил психолог Сергей Насибян, который действительно практикует провокационную терапию. «Он меня вскрыл очень быстро!» — смеется Матвеев. Режиссером проекта стал Дмитрий Тюрин («Рубеж», «Ласточкино гнездо»), оператором — Николай Богачев, работавший со «Средой» над «Троцким» и «Методом». Динамичную музыку написал композитор «Гоголя» Райан Оттер.
В результате получился очень энергичный, жесткий и захватывающий проект с неоднозначным героем. Чтобы все 16 серий он не сидел и не троллил людей, авторы придумали детективную составляющую, благодаря которой в сериале разворачиваются и экшен, и триллер, и драма. И насколько Шерлок запал нам в сердце благодаря Бенедикту Камбербэтчу, настолько Артем может полюбиться именно благодаря Максиму Матвееву — которому, кстати, по словам Александра Цекало (да и самого актера), западные шоураннеры уже предложили несколько интересных ролей.
Премьера «Триггера» состоится на Первом канале — дата пока что неизвестна.
Обычная сутенерша
Канал ТВ-3 представил на MIPCOM свой грядущий большой проект «Обычная женщина» режиссера Бориса Хлебникова с Анной Михалковой в главной роли. Мы уже рассказывали вам об этом сериале: героиня Михалковой Марина — москвичка 39 лет, ждет ребенка, старшие дети от нее далеки, муж (Евгений Гришковец) изменяет, свекровь (Татьяна Догилева) пилит. Казалось бы, Хлебников собрался рассказывать историю той самой обычной женщины, унылой и забитой домостроем серой мыши. Но в первой же серии выясняется, что скромный цветочный бизнес героини — лишь прикрытие, а на самом деле она — сутенерша, которая поставляет девочек по телефону. Интрига закручивается, когда одну из проституток Марины убивают, и ей надо срочно спрятать труп.
«Обычная женщина», в отличие от «Триггера» — не совсем новинка: сериал поездил по международным фестивалям, Анна Михалкова собрала призы как лучшая актриса, что, по словам продюсера сериала и генерального директора ТВ-3 Валерия Федоровича, сыграло большое значение, чтобы на проект обратили внимание западные компании. За «Обычную женщину» билось несколько компаний, которые предлагали большие деньги. Но в результате для продвижения на международном рынке сериал купила компания Cineflix — вместе с правами на формат и на само произведение. До Канн Cineflix уже показал «Обычную женщину» в Лондоне таким гигантам, как BBC и Sky и сейчас надеется на большой успех в продажах. Сериал продвигается как «русский „Во все тяжкие“ с женщиной в главной роли». Еще его сравнивают по референсам с «Косяками» и «Бесстыдниками», а также с британским сериалом «Марчелла» и канадским Pure.
Борис Хлебников формулирует основную идею сериала как историю женщины, которая в 40 лет совершает подвиг ради семьи, который никому в семье не нужен. Все были уверены, что это — очень русская идея, но, поясняет Федорович, «оказалось, что это трендовая вещь. Мы это поняли по тому, как на проект стали реагировать фестивали. Сильная женщина в центре сюжета интересна везде, а не только в России». Сам режиссер объяснить международный успех проекта не может. «Мне кажется, в западном сериле чтобы женина в семье взяла все в свои руки, нужен какой-то невероятный поворот — смерть супруга, он становится инвалидом, уходит из семьи. В России этого поворота совершенно не нужно. Он сам по себе органично случается в этом 40-летнем возрасте. Поэтому мне казалось, что-то, что мы делаем — очень русская вещь. Муж героини — врач, он зарабатывает мало денег, и это очень русская тема. В сериале вообще очень много русского. И для меня самого удивление, что это все адекватно сработало».
Директор по правам Cineflix Media Крис Бонни дает ответ на этот вопрос: «Этот сериал предлагает современный и увлекательный взгляд на жизнь в современной России, в нём сочетаются сильные женские персонажи, исключительная игра актёров и потрясающая операторская работа». И никакие «русские вещи» не смогут помещать, если соблюдены основные слагаемые успеха.
«Обычная женщина» насчитывает 9 серий по 48 минут каждая, российская премьера состоится на канале ТВ-3 уже 29 октября. По словам Бориса Хлебникова, уже пишется второй сезон, в котором «будет развитие героини и ее мироощущения. И этот сезон станет не просто коммерческой историей, а логическим продолжением первого».
Матильда 4К
Если кто-то забыл, то изначально «Матильда» Алексея Учителя презентовалась именно в Каннах и именно как сериал с Кирой Найтли. В процессе питчингов и сборов денег Найтли отпала, а «Матильда» вышла в итоге как красочный фильм — который был освистан критикой и собрал свои полмиллиарда рублей только благодаря Наталье Поклонской и бесноватым гражданам. Но материала-то Алексей Учитель наснимал на сериал — и делал сериал, из которого позже нарезал двухчасовую картину. И вот теперь у «Матильды» — новая жизнь: 4 серии по 53 минуты каждая, с совершенно другим монтажом и большим количеством подробностей. Например, роль Данилы Козловского расширена (лучше от этого она все равно не станет, но тем не менее), у Ники и Мали уже в первой серии больше любовных сцен, да и сама Матильда гораздо дольше танцует на сцене с голой грудью, чем-то видел кинозритель.
То, что отечественному зрителю видится как дурновкусие и клюква, западному просто любопытно — тем более, что костюмы и декорации в сериале действительно изумительные. «Славянская версия „Аббатства Даунтон“» — вот как кто-то описал проект. В этой версии царь все так же подсовывает сыну фоточки балерин, безумного поклонника Кшесинской вешают и топят, да все бес толку, а маман-царица врывается к взрослому сыну в спальню (и что за управленец мог потом вырасти из такого парня?!). Тем не менее, у компании «РОК» на сериал — большие планы, так как фильм довольно успешно, по их словам, прокатался на разных территориях. «Интерес у байеров был большой — прежде всего в Японии, там фильм выходит в широкий прокат 8 декабря, — комментирует руководитель международного отдела компании «РОК» Анна Шалашина. — Был интерес из европейских стран, поскольку у Ларса Айдингера, сыгравшего Николая II, активно развивается карьера в Германии, а Михалина Ольшанска — звезда в Польше. Фильм был продан в 17 стран, в 13-ти уже вышел на экраны. После Японии выходит в Южной Корее, а сейчас мы проходим цензурную проверку в Китае».
С сериалом пока что все не так радужно: в России, по словам Шалашиной, компания взяла паузу в телепродажах, связанную со сложным отношением церкви к проекту. Отсюда и неизвестна дата премьеры на телеканале. У американских платформ ест большой интерес — но говорить об успехах пока рано. На MIPCOM сериал представили в формате 4K — помимо премьерного скрининга, компания приняла участие в специальной программе 4K Ultra HD c показом «Матильды» в 4K кинотеатре. Какие у всего этого будут результаты — ждем.
Все — на международный рынок!
Если походить по стендам MIPCOM — а это 5 этажей, включая нулевой, огромного лабиринта Дворца Фестивалей — то обязательно наткнешься на «русский след». Вот стенд НТВ, который только что с размахом отпраздновал 25 лет. Вот канал «Россия» продает «Годунова», которого мы еще даже не видели. Вот вашему вниманию — реалити от ТНТ4 «Деньги или позор». Казалось бы — ура. И все-таки по сравнению с пятью этажами это — капля в море. Пока что самые известные производители российского универсального телеконтента — все перечислены выше. Тот же Александр Цекало на пресс-завтраке с журналистами очень устало и где-то даже скорбно объяснял, что все его успехи на международном рынке в России никому не интересны. «Я знаю продюсеров из Ассоциации кино и телевидения, которые крутят пальцем у виска, показывая на меня: чего он туда лезет? Нам и без Таити хорошо! Помните, такой мультик был? А мне нехорошо без Таити. Дело же не в Таити — а в том, что тебя уважают на рынке и разговаривают с тобой на одном общем международном языке. И говорят тебе — какие вы охрененные, а что у вас еще есть такого же, покажите. А в России ничего не происходит — каналы не начинают платить больше денег, не сокращаются долги, не выстраивается очередь в духе „пожалуйста, снимите что-нибудь для нас“. Вот канал СТС — мы же для него ничего не производим. Говорим так иногда: „Пожалуйста, не надо ли вам, у меня когда-то с каналом роман был… нет, не надо? Ну, что ж, ладно, пойду на АВС“».
Напомним, что про ABC — не для красного словца» компания «Среда» продала для Netflix сериал «Мажор» (на международном рынке он идет под названием Silver Spoon), который также продан как формат вместе со «Sпартой» — ее сценарий пишет Марк Гоффман, шоураннер и сценарист «Сонной лощины», «Белого воротничка» и «Областей тьмы». Плюс у компании продано еще три формата, которые в России мы только увидим (возможно), да «Троцкого» купил все тот же Netflix для показа во всем мире.
Возможно, ситуация изменится — по крайней мере, большую надежду на это дал Никита Гусаков, вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ), который год назад в качестве эксперимента решил продвигать на международном рынке и креативную индустрию с помощью стенда Made in Russia и уже сегодня увидел результаты. По словам Гусакова, вся глобальная государственная поддержка сегодня нацелена на международные аспекты. «Практически во всех индустриях критерием получения господдержки будет являться возможность международной продажи. Девиз последних пяти лет был импортозамещение, но он уходит на второй план, новый девиз — все на международный рынок. И, думаю, для креативных индустрий это тоже актуально, замыкаться в себе бессмысленно. Чтобы быть крутым и большим, нужно быть на международном рынке».
РЭЦ сейчас тестирует способы поддержки индустрии помимо кинорынков и выставок. Первый вариант — дофинансировать проект, по которому есть подписанный международный контракт. «Мы готовы взять на себя риски платежа со стороны иностранного баейра и дать возможность компании получить деньги на то, чтобы доделать проект. Сейчас у нас есть такой пилотный проект — пока это игровое кино. Обкатаем формат — дальше готовы смотреть другие форматы».
Второй вариант — найти дополнительные меры поддержки для отрасли в рамках нацпроекта по международной кооперации и экспорту. «Мы обсуждали историю с адаптациями — понимаем, что это востребованная тема для международного рынка».
Чтобы все это сработало, поясняет Гусаков, от представителей креативной индустрии нужны цифры и информация. «Нам очень важно понимать, что наша поддержка в итоге вам дает с точки зрения международных продаж. Тогда мы сможем договариваться с государством, чтобы эту поддержку продолжать». Гусаков подчеркнул, что все понимают — через год ждать результатов бессмысленно, для этого поддержка должна стать регулярной, и тогда можно оценивать успехи через 2-3 года. Но для этого от наших производителей должны быть инициатива, информация и желание присутствовать на международном рынке на равных с западными коллегами.
Материалы по теме
MIPCOM 2018: Россия представит новые хиты на международном телерынке в Каннах
10 октября 2018 / Редакция THR RussiaПрофессиональное сообщество увидит сериалы «Триггер», «Обычная женщина», «Матильда» и новинки от ведущих анимационных компаний.
КомментироватьMIPCOM 2018: Царевны, Бука и тыц-тыдыц-тыдыц!
15 октября 2018 / Ольга БеликНовый канал СТС Kids, подружки-волшебницы, космодесантники и динозаврик Рики – российские аниматоры представили международному сообществу свои новые проекты.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: