Осторожно: маньяки где-то рядом!

Осторожно: маньяки где-то рядом!
Фото: пресс-служба

Цикл посвящен громким преступлениям, совершенным в недавнее время в России. Есть и еще кое-что, объединяющее часовые фильмы — это, по мнению авторов, не абсолютная доказанность вины приговоренных по данным делам к тюремному заключению. Проект снят студией «Амурские волны», недавно получившей ТЭФИ за проект «Гоголь. Игра в классику». Авторы Родион Чепель и Александр Уржанов предлагают зрителю посмотреть девять историй и, проанализировав весь массив информации (интервью со свидетелями, записи допросов подозреваемых, беседы со следователями), вынести вердикт самостоятельно.

География страшных преступлений охватывает всю территорию России — от Петрозаводска до Владивостока, от Анапы до Иркутска. Цикл снят в стилистике популярных западных документальных драм «Создавая убийцу», «Реальный Слендермен», «Тайны миллиардера», поклонниками которых являются авторы российского цикла. Вошли в него фильмы об ангарском маньяке, который прожил 20 лет бок о бок с ничего не подозревавшими женой и дочерью, а потом вдруг взял и сознался в убийстве 81 женщины; загадочная история сгоревшей в пожаре вместе с тремя детьми сотрудницы «Роснефти» — в их гибели обвиняется 24-летний бойфренд старшей дочери; сюжет о карельских курсантах, найденных повешенными в лесу…

Авторы проекта представляют «Дело Коэна»

Нам удалось посмотреть одну из серий «Реальных историй» под названием «Дело Коэна».

… Жила-была во Владивостоке молодая пара. Она — броская начинающая модель, он — парень без определенных занятий (одно из них — продажа ворованных покрышек). Познакомились в маршрутке: Галя, живущая в мире эффектных вещей, была «сражена его внешней красотой» (на ее, конечно, вкус). Не обращала внимания ни на то, что Виктор моложе, ни на то, что особо ни к чему не стремится. Жили дружно и весело в отдельной квартире. А потом Виктор влюбился в другую, правду о своем уходе бывшей девушке сказать не смог. И Галя исчезла. Совсем. Спустя некоторое время Виктора — уже женившегося и сменившего фамилию, арестовали и обвинили в том, что он убил Галину, расчленил, вывез в двух ведрах в лес и там сжег вместе с покрышками.

Нагромождение странностей, алогичностей, нестыковок… Все это вызывает у зрителя массу вопросов, рождает недоверие к получаемой информации. Родители Гали, которые не однажды мелькнут в кадре фильма, поразят вас своим спокойствием. «Галя жива, — уверенно заявляет мама, — она авантюристка, наверняка уехала на заработки в Америку или Китай. И скоро обязательно даст о себе знать».

Почему же Галя исчезла, не предупредив никого, заставив страдать маму и папу? По мнению родителей, потому, что хотела отмстить своему гражданскому мужу — почти как в фильме «Исчезнувшая», помните? Спрятаться, подглядывать из укромного уголка, как твоего бывшего сажают в тюрьму, и тихонько хихикать… Остается вопрос: Виктора в тюрьму посадили, почему же Галя не объявляется?

Лица первых зрителей проекта говорят сами за себя

В этой истории много киношной искусственности, надуманности. Взять, например, обвиняемого Виктора — он резко поменял свою фамилию на Коэна — отдал, так сказать, дань уважения любимым режиссерам — братьям Коэнам. О кино думаешь, и когда слушаешь интервью с родителями Галины: папа, почти смеясь рассказывает, как дочке удалось убедить его, что эскорт-услуги, которыми она занималась — это нормальная работа. Авторы документального цикла, снимая данную историю, тоже явно «играют в кино» — конструируют драматургию, опуская одни подробности и додумывая другие. Например, мама Гали говорит о том, что существует запись камеры наружного наблюдения, на которой видно, что девушка утром рокового дня выходит из дома — но зрителю почему-то показывают не документальную запись, а игровую, постановочную. Существует ли вообще запись с камеры — на это создатели фильма дали нам туманный ответ.

Авторский посыл угадывается безошибочно: Виктора арестовали потому, что отделу угрозыска, прославившемуся благодаря «стопроцентной раскрываемости», понадобился виновный, «мальчик для битья». Причем в прямом смысле — авторы фильма считают, что Коэн признался в убийстве Галины в результате примененных к нему пыток. Правозащитники в кадре даже живописуют эти пытки: «ласточка» — когда человека растягивают, подвязывая кверху за руки, и «котенок» — когда ему на голову надевают черный пакет… Все обвинение, по словам авторов, зиждется на основе признательных показаний Коэна, а чего не скажешь под пытками?

В первое после ареста время новая жена Виктора пыталась поднять общественность на дыбы, раскачивала соцсети, доказывая, что ее супруг не виновен и что он жертва полицейского беспредела. Однако Виктора Коэна приговорили к 9 годам и 10 месяцам лишения свободы. Телевизионщики не стали брать у него эксклюзивного интервью, поскольку не хотят осложнять его положения в местах заключения. И все-таки они призывают задуматься и ответить на вопрос, виновен ли этот человек, каждому зрителю самостоятельно.

На пресс-показ «Дела Коэнов» канал ТВ-3 пригласил правозащитника Алексея Полиховича и специалиста по анализу невербального поведения Сергея Бубовича. Первый говорил о полицейском беспределе. А второй рассказал корреспонденту THR поистине шокирующие факты. Например, отвечая на вопрос, как можно расчленить труп человека и не оставить следов в ванной, он ответил: «А вы знаете, что Виктор отскреб ванну, вплоть до эмали? Для чего он это делал? Почему он публиковал задолго до происшедшего в соцсетях посты о расчленении и о двух ведрах?»

Сергей Бубович

Вы наблюдали его в кадре, что можете сказать в отношении его жестов, мимики, поведенческих манер?

Все его поведение на допросах, его признание в убийстве говорит об одном — он хочет задобрить следователя, понравиться ему. Он посылает следователю невербальные сигналы: я тебе сейчас все расскажу, а ты меня спаси.

У вас нет сомнений в том, что Виктор виновен?

Нет.

Как вы тогда объясните убежденность родителей Галины в том, что она жива?

Они избрали для себя такой метод психологической самозащиты. Убедили себя в том, во что хотят верить. Это их способ продолжать жить.

Совет, который дает нам напоследок Сергей Бубович, звучит так: маньяки живут среди нас, они выглядят как обыкновенные люди, ведут себя зачастую вполне обычно, и выдать их могут какие-то «мелочи» — например, поведение в соцсетях. Так что будьте внимательны!

Что же касается будущих зрителей проекта «Это реальная история», то рекомендую все-таки понимать: документальное кино — тоже кино. Всех фактов, как выяснилось, авторы вам не предоставляют, так что полагайтесь на собственное аналитическое мышление и интуицию.

Материалы по теме

  • В Москве представили новый формат документально-игрового кино

    21 декабря 2016 / Редакция THR Russia

    В новом антиэкстремистском фильме Андрей Грачев снял Юлию Беретту, Сергея Чонишвили и Георгия Мартиросьяна.

    Комментировать
  • Beat Film Festival 2017 подвел итоги

    05 июня 2017 / Редакция THR Russia

    Фильм-победитель был выбран из семи конкурсных работ молодых российских документалистов.

    Комментировать
  • Первый день Comic Con Russia 2018: «Чернобыль» от ТВ-3 станет фильмом

    06 октября 2018 / Ольга Белик

    А также – у «Комильфо» меняется редактор, откровения Декарта и куда катится «Киберслав».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus