- Главная
- →
Журнал- →
«Гоголь. Страшная месть»: бояться, право, не грешно«Гоголь. Страшная месть»: бояться, право, не грешно
Николай ДолгинПока теле-кино-трилогия готовится к своему триумфальному завершению, THR подробно рассказывает, чем славен этот мистический триллер, и последняя ли это сериальная ласточка от ТВ-3 в большом кино.Никого не удивить уже фильмом, попавшим на ТВ в виде сериала. Но в прошлом году телеканал ТВ-3 совершил обратный кульбит: эпопея про Гоголя изначально снималась как сериал, но создателей так воодушевил плод их усилий, что они сочли не зазорным выпустить его для начала в кинопрокат. Чутье продюсеров не обмануло: первые две части, выпущенные на экраны под названием «Гоголь. Начало» и «Гоголь. Вий» не только за первый же уикенд окупили стоимость своего производства, но и уже вплотную приблизились к 900 миллионам общих сборов. Пока теле-кино-трилогия готовится к своему триумфальному завершению, THR подробно рассказывает, чем славен этот мистический триллер, и последняя ли это сериальная ласточка от ТВ-3 в большом кино.
А что, если «Вий», «Страшная месть» и другие произведения великого русского писателя Николая Гоголя, от которых кровь стынет в жилах, — вовсе не плод его фантазии, а истории, реально с ним произошедшие? Такое смелое предположение лежит в основе сериала «Гоголь», согласно которому молодой и неуверенный в себе писарь, одержимый видениями потустороннего мира, отправился вместе с виртуозным следователем Яковом Гуро расследовать загадочные убийства девушек под Полтавой — в селе Диканька.
Место это жуткое: кругом ведьмы да колдуны, а в лесу ждет верная смерть от руки Черного Всадника. Охотиться на последнего Николай Васильевич будет до конца, в чем ему помогут новообретенные друзья — кузнец, беспробудно пьющий доктор и влюбленная в заезжего столичного писаря утопленница.
Идея сериала принадлежит продюсеру Александру Цекало, о чем он с удовольствием рассказывает: «Гоголь сам по себе — готовый герой комикса: волосы до плеч, длинный нос, темный плащ. К тому же он родоначальник русского литературного хоррора — как Эдгар Аллан По в Америке. А хоррор — популярный жанр, и для него в байках из Диканьки есть все, что нужно. Для меня необходимость взяться за такую историю была очевидной».
Сделать автора героем его ожившего творчества — ход сам по себе не новый. Тот же Эдгар Аллан По в исполнении Джона Кьюсака гонялся за маньяком в фильме «Ворон» (2012). Сага о Гоголе вообще получилась крайне постмодернистским произведением, смешивающим не только множество жанров (ужасы, фэнтези, детектив, мелодраму, приключения и отчасти байопик), но и бесчисленные отсылки, заимствования и цитаты — как из книг самого писателя, так и из западной массовой культуры.
Визуально «Гоголь» с его холодными тонами и туманными лесами выглядит как кровный родственник «Сонной лощины». Режиссер Егор Баранов, известный фильмами «Соловей-разбойник» и «Саранча», а также сериалом «Фарца», и не открещивается от источника вдохновения: «В России не так уж часто берутся за мистику, тем более в подобной манере. К тому, чего мы хотели добиться, близка манера короля готической ироничной сказки Тима Бертона».
Гример Тамара Фрид выбелила всем персонажам лица до вампирской бледности. Художница по костюмам Виктория Игумнова также внесла свой вклад в создание макабрической атмосферы: «Непростой задачей было минимизировать цветовую гамму, добившись практически монохромной картинки, и в то же время выделить каждого героя, передать его характер». А вот эпоху она обозначала лишь приблизительно, поскольку узнаваемые образы были важнее исторической достоверности.
Пилотную серию написал Ким Белов, семь последующих — Наталья Меркулова и Алексей Чупов, семейная пара сценаристов и режиссеров, работавшая, в частности, над «Салютом-7». Они не просто проштудировали всего Гоголя, но и изучили документальные произведения об оккультизме и языческий календарь. Чупов сочинял сюжетные ходы, а Меркулова стилизовала текст под манеру и язык писателя.
На первый взгляд, Александр Петров носом не вышел на заглавную роль, но он по этому поводу не переживает: «Главной нашей целью было приблизиться к внутреннему миру Николая Васильевича. Гоголь ассоциируется у всех с этой прической, усами и, конечно, большим носом, поэтому в самом начале пути, мы даже пробовали делать пластический грим носа. Но, во-первых, выглядело это ужасно, а во-вторых, в этом просто не было нужды — это же стилизованное кино, а не байопик».
По типажу Петрову ближе пламенные экстраверты — вроде его героев в картинах «Притяжение» и «Лед», — однако роль привлекла актера «невероятной степенью нервной закрытости Гоголя» и позволила разнообразить его фильмографию. Также большой победой стало участие Олега Меньшикова, который в последние годы редко балует поклонников своими появлениями на экране.
Изначально планировалось показать в кинотеатрах четыре фильма (по две серии в каждом) с интервалом чуть более месяца, но огромный успех первой пары, вышедшей под названием «Гоголь. Начало», убедил авторов растянуть удовольствие на целый год, а количество картин урезать до трех, дабы повысить качество и динамику. Оставшуюся пару эпизодов, не влияющих на глобальный сюжет, можно будет увидеть уже на канале ТВ-3, когда проект наконец доберется до малых экранов в виде цельного сериала.
Своим успехом проект во многом обязан смелости и любви его продюсеров к нестандартным ходам. «Гоголь» отличает не только сам по себе необычный формат, но еще и радикальная рекламная кампания, в чем честно признаются его продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов: «Мы решили воспользоваться всеми преимуществами, которые дает наличие собственного телеэфира и присутствие в составе одного из крупнейших в Европе и крупнейшего в России медиахолдинга». О приключенческом ужастике трубили все площадки и каналы «Газпром-медиа».
Впрочем, маркетинг картины брал свое не только количеством, но и изобретательностью. Евгений Никишов: «Мы очень быстро осознали, что для молодежи фильм с названием „Гоголь“ — это сразу что-то скучное из школьной программы. Нам надо было в кратчайшие сроки превратить Николая Васильевича из писателя, томно озирающего класс с портрета в кабинете литературы — в супергероя. Вся наша рекламная кампания — это стремление сделать классика современным, даже несмотря на то, что он живет там, в XIX веке, а мы — здесь».
Александр Петров в облике Николая Васильевича навещал в коротких промо-роликах Вселенные других сериалов, а в инстаграме выходил целый комикс о похождениях героя. Гоголь появился даже на трибунах футбольного матча!
Принято считать, что суровый возрастной рейтинг урезает сборы вместе с аудиторией, поэтому «Начало» предприимчиво выпускали в прокат сразу в двух версиях: режиссерской 18+ и подростковой 16+, где чуть поменьше наготы и крови. Но, кажется, зрительский интерес был бы велик и без таких ухищрений.
В интервью авторов сериала часто мелькает слово «хулиганство»: реального Николая Гоголя они рисуют эдаким проказником-бунтарем, а собственное творчество расценивают как дерзкую выходку под стать. Озорство действительно плещет через край: Хома Брут теперь экзорцист и охотник на ведьм, а писатель вовлечен в любовный треугольник с замужней барышней и утопленницей. В крайне лихой постельной сцене одурманенный будущий классик попеременно оказывается то с одной обнаженной девицей, то с другой.
Создатели уверены, что только так — в смысле, креативным современным языком, а не полуголыми красотками, хотя это, конечно, тоже помогает — можно пробудить интерес молодежи к нашему литературному наследию. В отличие от остальных наших великих писателей, Гоголя интересовали не только метания неприкаянной и непостижимой русской души, но и бесовщина, поэтому он действительно подходит для подобных адаптаций.
«Наш проект не следует досконально ни текстам классика, ни изгибам его биографии — это наша фантасмагория, размышление о внутреннем мире Гоголя. И я не вижу проблем в том, чтобы браться за классические сюжеты: если качественно и с любовью интерпретировать их в современной форме, то это только привлечет внимание молодой аудитории к их авторам. Классика — это не то, что должно пылиться на полке в библиотеке или музее», — убежден режиссер.
«Страшная месть» завершит гастроли Гоголя по кинотеатрам, хотя сам виновник торжества в трейлере к фильму отсутствует. Дело в том, что «Вий» закончился смертью Николая Васильевича, а это означает только одно: пришла пора обыграть упорные слухи о том, что писателя похоронили заживо.
Кончина в подобных произведениях вообще героев надолго не сдерживает. Персонаж Олега Меньшикова тоже, было, помер в первой серии, а теперь вернется для решающего рандеву с Черным Всадником. Как бы зрители ни относились к новым приключениям Гоголя, они точно могут рассчитывать на стильную подачу, качественный саундтрек, сочиненный восходящей звездой отечественной музыки Ryan Otter, занятную интригу и неожиданные трактовки старых образов.
А пока «Гоголь» готовится к большому финалу, полным ходом идут съемки еще одного киносериала, режиссером которого также выступает Егор Баранов. Продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов обещают нам пост-апокалиптический триллер, в котором герои Петра Федорова, Алексея Чадова, Елены Лядовой и Константина Лавроненко попытаются раскрыть секрет таинственного исчезновения большей части населения Земли и появления аномальной зоны, из которой никто не возвращается.
«Гоголь. Страшная месть»
«Каропрокат» / Россия / Режиссер: Егор Баранов / В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Артем Сучков, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник / Премьера 30 августа
Материалы по теме
Александр Петров исполнит рэп-посвящение Гоголю
26 июля 2017 / Редакция THR RussiaТекст будущего трэка уже есть.
Комментировать«Гоголь. Начало»: команда проекта рассказала, как это было
23 августа 2017 / Редакция THR RussiaОт Цекало до Меньшикова: творческая бригада многосерийного фильма рассказала о создании необычного для России проекта.
Евгений Стычкин: «Я не откусываю головы конкурентам»
27 августа 2018 / Эвелина ГурецкаяВ ожидании нового «Гоголя» THR поговорил с актером о любви к театру, профессиональных предпочтениях и взглядах на воспитание детей.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: