Пантеон «Американских богов»: герои, вселенная и вольности экранизации

Пантеон «Американских богов»: герои, вселенная и вольности экранизации

30 апреля на американском кабельном канале Starz стартует сериал «Американские боги» – экранизация одноименного романа Нила Геймана, сценариста «Беовульфа» (2007), автора и сценариста «Звездной пыли» (2007) и «Коралины в стране кошмаров» (2008), а также автора популярного комикса «Песочный человек». Этот материал, прежде всего, адресован зрителям, не знакомым с первоисточником, – мы коротко расскажем, почему проект интересен и метит в главные телепремьеры если не года, то уж точно весны.

История

Принято считать, что мультинациональное общество США самостоятельно придумало «религии», которые его скрепляют, – вроде пантеона комиксовых супергероев и стремления к призрачной «американской мечте». Гейман в своем произведении исследует эту проблему, касаясь городских легенд и верований коренного населения, но наибольшее внимание заостряет на богах-эмигрантах – тех, кто пересек океан вместе со скандинавами, ирландцами, славянами, африканцами, англичанами и даже египтянами. Да, порой писатель пускается в занимательные исторические экскурсы – уроженцы долины Нила, оказывается, отправлялись в плавание к берегам Нового света еще до Птолемея, Геродота и Гомера. Гейману данная тема близка, ведь сам он британец, с начала 90-х проживающий в США, то есть самый настоящий эмигрант «со стажем».

Ну, а поскольку Америка – земля переселенцев, не удивительно, что большинство здешних богов – иностранцы. С наступлением XX столетия они все чаще стали жаловаться на недостаток внимания – ну а как же, у людей появились иные объекты поклонения типа телевидения, бесплатных дорог, больниц и так далее. Старые демиурги и мелкие сверхъестественные существа в новой безбожной стране оказались ненужными и нелюбимыми. Забыт – почти что мертв. Современные властители умов только и знают, что потешаться над «последними из могикан», «латальщиками корсетов из китового уса» и «продавцами кнутов для бричек» – для тех, кто не приспособился к телефонам и интернету, много обидных прозвищ.

Перепуганные и обворованные, демиурги-эмигранты растерянно цепляются за жизнь, – без аудитории нет молитв и жертв, остается бродяжничать и попрошайничать, тоскуя по родной почве. С такой долей, однако, согласны не все.

Герои

Центральный персонаж романа – мужчина за 30 в отличной физической форме со странным именем Тень Мун (с английским вариантом Shadow Moon все, впрочем, понятно), не знающий своего отца. Он получил шесть лет тюрьмы за участие в ограблении банка, но вышел через три за примерное поведение. Новая жизнь, впрочем, началась с печального известия – жена Тени, Лора Мун, погибла в автокатастрофе, так что оставаться в городишке Игл-Пойнт, Индиана, вроде бы нет смысла и причин. Работа тоже отнюдь не маячит на горизонте, поэтому волей-неволей Тень принимает предложение таинственного незнакомца, с которым пересекся в самолете, – мистера Среды.

Среда хорошо платит и требует самую малость – возить с места на место, выполнять мелкие поручения и защищать (если придется). Выглядит Тень как варвар, не задает лишних вопросов и крайне вежлив с окружающими – ни дать ни взять идеальный телохранитель. В камере он убивал время игрой в шашки и фокусами с монетами – оба навыка пригодятся в последовавшем приключении.

Ибо именно в приключение Тень и угодил. Приятели Среды называют того разными именами – Всеотец, Вотан, Один… Старичок, наполовину театрал, наполовину мошенник, подстегивает друзей из разных точек Америки к тому, чтобы устроить общий съезд. Если лесть и мягкое согласие не помогают, то в ход идут угрозы и напоминания о давнишних долгах. Суть проста – униженные и оскорбленные творцы прошлого должны собраться и дружно дать бой сиюминутным божкам технологий, кредитных карт, радио и прочих модных штучек.

Тень ничуть не удивляется ирреальному. Спокойно воспринимает восставшую из мертвых жену, режется в шашки с Чернобогом (в Чикаго он долгое время трудился на скотобойне, вышибая дух из бычков кувалдой и пистолетом с болтами, а теперь на пенсии), заводит дружбу с бездомным лепреконом, приходится по вкусу Иштар… Существа, обретшие паству в 90-е, тоже внимательно следят за ним – например, Технобой, наглый подросток-компьютерщик.

Тем не менее, Тени не стоит забывать, что Среда, хоть и небожитель, но в новых реалиях – всего лишь аферист, пусть и чрезвычайно умелый и обаятельный. А вдруг его желание созвать «королевскую рать» – очередная махинация?

Что новенького?

«Американских богов» шоураннеры Брайан Фуллер и Майкл Грин сочиняли в тесном сотрудничестве с Нилом Гейманом, однако вольностей в адаптации все же ожидается порядочно. Вот взять актерский состав. Тень воплотит не особенно известный Рики Уиттл, Среду – колоритный Иэн МакШейн, правда, от рыжих волос и бороды в данном случае отказались. Личина лепрекона досталась Пабло Шрайберу (Ник Соботка из второго сезона «Прослушки») – пожеванного жизнью наркомана переделали в ухоженного ирландца. Технобой (Брюс Лэнгли) из увальня превратился в броского худышку. А африканское божество Нанси (Джонс Орландо) лишилось важных предметов гардероба. Еще в промо-материалах часто мелькает Билкис (Йетиде Бадаки) – видимо, эпизодический, по книге, персонаж на экране превратится в полноценного.

Зато как хорош Петер Стормаре в роли «нашего» Чернобога! Стормаре такое не впервой – славян он изображает убедительно и забавно (вспомните его появление в «Джоне Уике 2» и культовый гаечный ключ в «Армагеддоне»). Или такой момент – в списке утвержденных артистов и закрепленных за ними героев можно увидеть действующих лиц новелл, разбавлявших течение романа, – речь об истории рабов, транспортировавшихся из Африки на Гаити, тяготах арабского торговца в Нью-Йорке, и так далее. Логичный ход создателей, так как эти «вставки» здорово дополняли книжку, позволяя прикинуть, как в различные эпохи чужеземцы приживались в Новом свете.

Первый сезон «Американских богов» охватывает треть романа – до того места, как Тень сменил имя и поселился в неприметном городке у Великих озер, где каждую зиму пропадают дети. Нас познакомят с большинством героев и завязкой конфликта, оставив самое интересное на продолжения. Впрочем, скучать совершенно точно не придется – Среда и Тень исколесят штаты Среднего Запада, регулярно окунаясь в необъяснимое. Так что у сиквела «Твин Пикс» появился серьезный конкурент на звание самого сверхъестественного сериала года.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus