Страх, слезы и «Бесы» Владимира Хотиненко

На мастер-классе в рамках Летней киноакадемии режиссер Владимир Хотиненко рассказал, как снять кино на айфон и как дозировать количество слез в кадре.
Для режиссера Владимира Хотиненко выступать перед молодой аудиторией - привычное дело, он преподает во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые, к слову, сам же и окончил. Но, встретившись с участниками Летней киноакадемии, Владимир Иванович не смог удержаться от вопроса: "А кто из вас в 1977 году еще не родился? Поднимите руки". Вскинулся лес рук, а режиссер объяснил, что именно в этот год у него произошла судьбоносная встреча с Никитой Михалковым, которая и заставила его, выпускника Свердловского архитектурного института, прийти в кинематограф.
"Скажу вещь крамольную - я даже не знаю, увлекло бы меня сейчас кино. Время очень сильно поменялось. Кино тогда значило очень много, казалось чем-то недосягаемым, а сейчас даже на айфон можно снять фильм", - констатирует Хотиненко. И рассказывает, как, повинуясь духу времени, дал студентам ВГИКа задание снять на телефон мини-фильм - объяснение в любви. "У нас получилась программа минут на 40, на которую сбежался весь ВГИК, это было что-то потрясающее. Они не чувствовали себя скованными теми технологическими ограничениями, которые обычно накладывает кино," - поделился режиссер.
Технологии в кино, по мнению режиссера - не главное, главное - чувства, к которым оно обращается. В наше время, как считает Владимир Хотиненко, одним из главенствующих чувств является страх: "Он висит в воздухе, иногда кажется, что его можно порезать ножом, вот этот висящий в воздухе страх, этот ужас, саспенс. Я считаю его главной приметой, без которой невозможно передать современное состояние персонажей". Режиссер жалуется, что молодые актеры часто не могут убедительно сыграть страх, начинают избыточно таращить глаза и так далее, и рекомендует им больше заниматься с зеркалом, чтобы контролировать эмоции с точностью до одной слезинки.
Чтобы эмоционально подогреть аудиторию, Владимир Иванович предлагает всем подумать, как показать сходящего с ума человека. Студенты оживляются и начинают вспоминать эпизоды из своего сценического или жизненного опыта - кто-то читает отрывок из роли, кто-то рассказывает о встрече с реальным сумасшедшим, а кто-то говорит, что и сам съезжал с катушек из-за эмоционального перенапряжения. "Все сумасшедшие считают себя абсолютно нормальными, а вы попытайтесь внести в свое поведение какую-то перпендикулярность", - советует мастер.
В конце встречи кто-то из участников киноакадемии, пользуясь моментом, спрашивает режиссера, как попасть к нему на кастинг в фильм "Бесы" по роману Достоевского, над которым тот сейчас работает. Владимир Иванович отвечает, что кастинг уже окончен, съемки в Костроме вот-вот начнутся, и советует прийти на следующий проект. "Правда, не знаю, смогу ли я после этого снять еще что-нибудь", - полушутя-полусерьезно добавляет режиссер.
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Дневники Михалкова. День шестой
27 июня 2013 / Редакция THR RussiaНикита Михалков раскрывает формулу русского человека и представляет образ России глазами иностранцев.
КомментироватьСергей Урсуляк: «Режиссер - профессия одиночек»
02 августа 2013 / Татьяна БаталоваРежиссер Сергей Урсуляк провел для участников Летней киноакадемии двухдневный мастер-класс, на котором рассказал, по какому принципу стоит подбирать актеров и кто главный на съемочной площадке.
Письмо редактора: Все будет хорошо
21 января 2015 / Редакция THR RussiaТренировочная площадка для белок Тима Бертона, дед-подводник Бенедикта Камбербатча, фокусы Уилла Смита, дикость Риз Уизерспун, режиссерские тайны Кристофера Нолана, Ричарда Линклейтера и Анджелины Джоли, предчувствие космоса Ланы и Энди Вачовски, супергеройские надежды Аль Пачино, фитнес-советы Брэдли Купера и Джейка Джилленхола, знакомство с номинантами «Золотого орла» и лучшие моменты церемонии, психологические приемы Владимира Хотиненко и многое другое в февральском номере The Hollywood Reporter Russian Edition.
