- Главная
- →
Кино- →
Берлин 2013: Гражданский поступок и фестивальное невезение Стивена Содерберга в дневнике Елены СлатинойБерлин 2013: Гражданский поступок и фестивальное невезение Стивена Содерберга в дневнике Елены Слатиной
Елена СлатинаФестиваль перевалил за половину, становится все интереснее. Сегодня в соседнем со мной кресле на показе сидел человек и весь сеанс писал смс-ки Ульриху Зайдлю. Я украдкой подсмотрела пару фраз – «Дорогой Ульрих, какое же восхитительное кино ты снял, в шведской прессе на него отличные рецензии…» и так далее. Видела на улице Тима Роббинса в черной шляпе. На вечеринку к Александру Роднянскому вчера приходил Том Тыквер с маленьким сыном, а на дорожке сегодня сияют Руни Мара и Джуд Лоу.
Джуд Лоу не просто необычайно красив, но и с каждой ролью его профессиональный уровень растет все выше и выше. Доктор Ватсон, Каренин и, вот, доктор Джонатан Бэнкс из нового фильма Стивена Содерберга «Побочный эффект», который был сегодня показан в конкурсной программе. Джуд играет там психиатра, лечащего врача Эмили Тейлор (Руни Мара) – неуравновешенной девушки, склонной к суициду. Однажды она принимает препарат от повышенной тревожности, который дает побочный эфферкт – девушка совершает неадекватные действия во сне. Герой Джуда пытается разоблачить производителей и распространителей препарата, но история дает слишком неожиданный сюжетный поворот. «Побочный эффект» – очень крутой психологический триллер и не вполне фестивальное кино, которое выйдет у нас в прокат уже 28 февраля. Содерберг, тем временем, в очередной раз заявил, что собирается уходить из кино. Ничего не поделаешь, Стивен устал – за 24 года в киноиндустрии он снял 29 фильмов, их которых лично я знаю 25 и почти все люблю. Он получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах за «Секс, ложь и видео» в 26 лет, и с тех пор ни один актер ни разу не отказался сниматься у него. В 2000-м был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший режиссер» сразу за два фильма – «Эрин Брокович» и «Траффик», и выиграл сам у себя. Довольно часто Содерберг выступает на своих проектах в качестве оператора под псевдонимом Питер Эндрюс и сам монтирует, подписывая себя в титрах женским именем Мэри Энн Бернард. А еще он всегда вписывает туда свою жену – журналистку Жюль Эснер «за вдохновение при создании женских персонажей». Стивен Содерберг – отличный парень, лично мне будет его не хватать. В конкурсе Берлинале он участвует уже в четвертый раз, никогда ничего не выигрывает, и, тем не менее, не капризничая, ездит сюда снова и снова. В этот раз, похоже, призы ему снова не светят – единственным претендентом может быть разве что Джуд Лоу. Прекрасных мужских ролей в конкурсе пока крайне мало – только Лоу, Мэтт Дэймон и наш Александр Яценко. Зато среди конкуренция среди актрис растет с каждым днем. В показанном сегодня биопике «Камилла Клодель» совершенно блистательно сыграла Жюльетт Бинош. Забавно, но в 1988 году в конкурсе Берлинале уже был фильм с таким названием, главную роль там исполнила Изабель Аджани, получившая за нее актерского Золотого Медведя. Жизнь самой Клодель сложилась очень трагически – юная француженка-скульптор была красива, талантлива, и даже поступила учиться к самому Родену. У них случился роман, и Камилла забеременнела от него, но выносить ребенка не смогла – это загнало ее в жуткую депрессию. Однажды она уничтожила все свои работы, а после этого обвинила Родена в краже ее идей. Уже спустя много эксперты признали, что правда была на ее стороне, но тогда ей никто не верил: в 1905 году Клодель поставили диагноз – шизофрения, а в 1913-м, благодаря своей семье, она попала в клинику для душевнобольных. Врачи неоднократно сообщали родственникам, что Камилла в порядке, но они ее так и не забрали. Клодель провела в сумасшедшем доме 30 лет, там она и скончалась. Новое прочтение истории талантливого скульптора снял француз Брюно Дюмон, частый участник Каннского фестиваля. Его картина сосредоточилась на жизни Клодель времен заточения в клинику для душевнобольных – страшная судьба и страшный фильм. Но главным событием сегодняшнего дня все же стоит назвать премьеру фильма Джафара Панахи «Закрытый занавес». Это, собственно говоря, не совсем фильм, а скорее художественный перформанс – при этом с предельно внятным и ярким посланием. Для тех кто не знает, стоит сказать, что Панахи – знаменитый иранский режиссер, лауреат «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля, обладатель венецианского Золотого льва и берлинского Серебрянного медведя. В марте 2010 года Панахи был арестован и осужден на 6 лет за участие в акциях протеста против нечестных выборов в Иране, а также получил запрет на профессию и на выезд из Ирана в течение 20 лет. С тех пор по всему миру проходят пикеты в его поддержку: недавно даже у нас на открытии недели иранского кино, в программе которого и в помине не было никакого Панахи, самые именитые российские кинокритики – Андрей Плахов, Антон Долин, Алексей Медведев и другие – устроили пикет в защиту режиссера. После ареста Джафар Панахи и не подумал прощаться с профессией. К счастью для него он угодил не в тюрьму, а под домашний арест, и довольно быстро снял фильм под названием «Это не фильм», участвовавший в 2011 году в конкурсе Каннского фестиваля. В этом «нефильме» режиссер зачитывал судебные предписания о том, чего ему делать нельзя, и потом делал картину из того, что не было запрещено. Например, в документе не было указано, что ему нельзя проводить кинопробы, поэтому часть ленты сделана именно так – вполне изящная попытка доказать властям, что заткнуть рот художнику не так-то просто. Во время создания своей новой работы Панахи заперт уже в своем загородном доме, поэтому пространства для творчества у него гораздо больше. Тут уже никаких уловок. Все очень кинематографично. Фильм начинается с того, что седовласый сценарист приезжает в некий загородный пустынный дом с собачкой, запирается там от мира, задергивает все занавески, завешивает оконные проемы черным полотном, запирается на все замки и начинает что-то писать. Так он работает несколько дней, но вдруг в его дом врываются странные люди – довольно нахальные, и с неясной целью. Парень оставляет девушку на попечение сценаристу, который страшно боится всего происходящего и совершенно не хочет проблем, но избавиться от дерзкой девицы ему не удается. Она, в общем-то, ничего особенного не делает, но постоянно напоминает о своем присутствии, полностью игнорируя его требования. В какой-то момент она начинает сдергивать все занавески с окон, и тут в повествование внедряется сам Панахи. Это его дом, и он не хочет жить за закрытым занавесом. Фильм оборачивается обращением автора к иранской интеллигенции, которая привыкла жить за семью замками и всего бояться. Сдерните шторы – как бы говорит мастер, избавьтесь от своего страха, живите при свете, выходите на улицы, и только так мы победим. Конечно, и сегодня у дворца стояли пикетчики с портретами режиссера в полный рост, на которых было написано – «Я не приехал в Берлин»... Антон Долин утверждает, что именно Панахи получит главного Золотого Медведя, и я разделяю эту точку зрения. Пусть это не совершенное кинематографическое произведение, но иногда поступок бывает важнее художественности. Материалы по теме
Эдди Мерфи назван самым переплачиваемым актером по мнению Forbes
04 декабря 2012 / Денис ДаниловПоследние фильмы комика заработали по 2,3 долл на каждый доллар, составивший его гонорар. Второе место заняла Кэтрин Хайгл.
КомментироватьРецензия: «Охотник на лис» с Ченнингом Татумом
28 января 2015 / Тодд МакКартиИсследование темных сторон личности в драме Беннетта Миллера о двух борцах-чемпионах и одном сумасбродном богаче.
Мадсу Миккельсену предложили роль в «Докторе Стрейндже»
28 августа 2015 / Редакция THR RussiaРанее к блокбастеру студии Marvel присоединились Бенедикт Кабербатч, Тильда Суинтон и Чиветел Эджиофор.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: