Берлин 2013: Первые фавориты и тяжелое кино в дневнике Елены Слатиной

Берлин 2013: Первые фавориты и тяжелое кино в дневнике Елены Слатиной

В рейтинге международной кинопрессы, который по традиции печатает журнал Screen International, на первое место с большим отрывом от других вышла «Глория». Этому простому и ясному посланию о том, что в 60 лет устроить свою жизнь значительно труднее, чем в 30, большинство критиков поставили высший бал. На втором месте – Ульрих Зайдль, которого я, увы, так и не смогла посмотреть. Фильм куплен для российского проката компанией «Кино без границ», поэтому и мне, и всем желающим, возможность увидеть фильм «Рай: Надежда» будет предоставлена в России. А вот купит ли кто-то «Глорию» – это большой вопрос: отечественная прокатная политика настолько заточена под 17-25, что выпускать фильмы для 45 + кажется немыслимым риском. А жаль. Сегодня в конкурсе появилась еще одна претенденка на Медведя за лучшую женскую роль – румынская актриса Люминита Георгиу, сыгравшая в фильме Калина Петера Нетцера «Поза ребенка». Апплодировали фильму весьма сдержанно, но лично меня пробило до слез. Главная героиня – тоже женщина лет 60, такая не лучшим образом сохранившаяся, курящая, и даже довольно борзая особа – из тех, что слишком в себе уверены. У нее тоже взрослый сын, который давно живет отдельно. Есть, правда, муж-тихоня, работа, все неплохо с деньгами, а время от времени женщина ходит то на вечеринки, то в оперу. Именно в опере ее застает неприятное известие – сын попал в автокатастрофу, сам он в порядке, но сбил насмерть ребенка.

Ни катастрофы, ни детского трупа, ни тюрьмы мы в кадре не видим – только старания матери. Вот она приходит к нему в полицейский участок, пытаясь быть адвокатом, убеждает его написать в заявлении, что он ехал не 160, а разрешенные 110. Вот готовит ему завтрак, успокаивает его, вот пытается предложить денег свидетелю, чтобы тот исправил заявление. Вот предлагает сыну поехать к родителям погибшего ребенка и извиниться. Сын наотрез отказывается. Да, понятно, тяжело, но это нужно сделать, хотя бы ради собственного будущего, но он не готов. Мать уговаривает его жену. Он раздражается. Говорит матери, мол, достала ты своей опекой, дай мне время и я сам сделаю к тебе первый шаг, но ты мне больше не звони, не приходи, и ничего для меня не делай. И тогда она едет к родителям погибшего ребенка сама. Этот разговор двух несчастных матерей вынести совершенно невозможно. Я сама панически боюсь автокатастроф, и каждый день читаю новости о том, как на дороге кто-то снова погиб. Марина Голуб погибла из-за того, что один водитель летел 160, а другой рванул на перекрестке первым, пятеро детей ехали на конкурс с учительницей и погибли, потому что какой-то пьяный урод летел на скорости 160. На улице, где живут мои родители, три человека ждали автобус на остановке, и погибли, потому что девушка за рулем – не пьяная и не блатная – растерялась и не справилась с управлением. Константин Меладзе летел по дороге 160 и насмерть сбил женщину, у которой осталось двое маленьких детей. Сюжет фильма «Поза ребенка» у меня стоит перед глазами каждый день. Один всего-то превышает скорость и непременно хочет обогнать другого, и – все. Дальше несчастными становятся сразу много человек. В разговоре родителей есть эпизод, когда мать виновника умоляет мать погибшего не отправлять ее сына в тюрьму, потому что он у нее один и очень хороший, а убитый горем отец погибшего говорит, что когда этот хороший сбил его сына, он даже из машины не вышел. Я сидела на самом верхнем ярусе фестивального дворца, и испытывала физическую боль за эту несчастную мать, старающуюся ради своего сына, который совершенно не знаком с чувством благодарности и которому неведомо раскаяние. Я давно знаю – хорошие люди не ездят на скорости 160, потому что хорошие люди не рискуют чужими жизнями. Чернокожая героиня второго конкурсного фильма «Лайла Фурье» тоже сбивает на дороге человека – взрослого мужчину. Она пытается ему помочь, везет его в больницу, но по дороге он прямо в ее машине умирает. Героиня очень переживает, но все же решает не обращаться в полицию, чтобы сохранить дочь, и закапывает погибшего в куче мусора. Среди двух картин про нарушение ПДД, румынская мне понравилась гораздо больше. В «Лайле Фурье» на 30 секунд засветился Иван Шведов – актер российского происхождения, давно живущий в Европе, недавно снявшийся в четвертой «Миссии: Невыполнима». После румынского фильма в официальной программе показали «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера. В 1995 году он снял фильм «Перед рассветом», в котором американец Итан Хоук встречает француженку Жюли Дельпи в Вене, они знакомятся и приятно проводят вместе один день, а в 2004-м Линклейтер продолжил их историю в фильме «Перед закатом». На этот раз герои встречаются в Париже, они оба уже женаты, у обоих легкий семейный кризис, снова день вместе в бесконечных разговорах об отношениях и смысле жизни. В третьем фильме герои Хоук и Дельпи уже пара: они не женаты, но живут вместе, проводят уик-энд в Греции в компании дочерей, и снова обсуждают обсуждают проблемы – на этот раз 40-летних людей. Все это сделано изысканно, тонко, с юмором. В жизни актеры (они оба приехали на Берлинале) выглядят лучше, чем на экране, правда, покупать этот фильм в России пока вроде бы никто не торопится.
Из сегодняшний событий я еще застала пресс-конференцию Джейн Кэмпион. Она привезла на фестиваль минисериал «Вершина озера» (что-то про расследование убийства), который идет 350 минут, и его полностью показывают на фестивале. На пресс-конференции присутствовало не больше 20 журналистов, но Джейн подробно рассказывала, как она работала с материалом. Кроме нее за столом сидела еще Холли Хантер («Пианино») – вот она меня просто поразила: маленькая, хрупкая, по комплекции напоминает 12-летнюю девочку, мило улыбается, робко смотрит из-под ресниц. Я впервые ее увидела, но, к сожалению, не услышала – пришла уже к концу пресс-конференции. Завершил вечер прием компании Александра Роднянского A Company, на который собралось пол-Берлина. Обычно на российской вечеринке каждое лицо узнаваемо, но здесь 80% гостей были иностранцами, проявившими интерес стремительно развивающейся компании: A Company недавно открыло свое представительство во Вьетнаме, а каталог прав на разные зарубежные картины уже имеет весьма внушительный размер. Презентация оказалась, пожалуй, самой многолюдной вечеринкой фестиваля, а в полночь многие еще и не думали расходится. В общем, удачи Роднянскому – в конце февраля в российский прокат выйдет его очередная продюсерская работа «Перевал Дятлова», которая была показана в Берлине для зарубежных покупателей.

Материалы по теме

  • «Гравитация» с Сандрой Буллок сдвинута на 2013-й год

    14 мая 2012 / Илья Кувшинов

    Космический триллер Альфонсо Куарона не появится на экранах в этом году.

    Комментировать
  • Ларс фон Триер: «Не знаю, смогу ли я дальше снимать фильмы»

    29 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Датский режиссер прервал свой трехлетний обет молчания и признался, что лечится от алкогольной и наркотической зависимости.

    Комментировать
  • Новые фото: «Звездные войны: Пробуждение Силы»

    04 мая 2015 / Редакция THR Russia

    Исполнители главных ролей и создатели фильма поучаствовали в фотосессии журнала Vanity Fair.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus