«Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербатчем. Портрет гения

«Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербатчем. Портрет гения
Кадр из фильма «Игра в имитацию»

Этот материал был опубликован в февральском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

История этого фильма началась пять лет назад, когда двое друзей — 30-летний Идо Островски и 26-летняя Нора Гроссман — остались без постоянной работы. До этого момента Островски коротал дни над сценарием сериала «Сплетница», записывая все, что приходит в голову группе авторов, и трансформируя их идеи в готовый текст, а Гроссман занимала пост креативного продюсера в компании Пола Шойринга («Побег»). О том, что по прошествии пяти лет они увидят на больших экранах свой первый продюсерский проект, Идо и Нора могли лишь мечтать. А уж о том, что этот фильм будет считаться одним из основных кандидатов на главный «Оскар», пожалуй, и мечтать не могли. Но теперь это правда.

«Игра в имитацию» — это основанная на реальных событиях история гениального математика Алана Тьюринга, которого прославил в годы Второй мировой войны взлом немецкого шифратора Enigma. Результат — ускоренная победа союзников над нацистами: по самым скромным подсчетам, это спасло от смерти 14 миллионов людей.

Впрочем, этот факт не принес математику особой известности. Идо Островски, к примеру, впервые узнал о Тьюринге в сентябре 2009 года, случайно наткнувшись на статью в газете The Telegraph. Британский премьер-министр Гордон Браун выразил в этом материале свои извинения за неподобающее отношение правительства к известному ученому.

И речь шла не только о том, что Алану Тьюрингу не оказали после окончания войны почестей за заслуги перед страной и миром. В 1952 году его признали виновным в страшном по тем временам преступлении — гомосексуальной ориентации. Приговор был суров: либо двухлетнее тюремное заключение, либо химическая кастрация. В течение двух лет математику кололи женские гормоны, после чего Тьюринг совершил суицид.

Из соображений национальной безопасности об этой истории умалчивали вплоть до 1990-х. Потом ему посвятили несколько ничем не примечательных фильмов («Нарушение кодекса», «Энигма» и документалка «Декодируя Алана Тьюринга»), но Островски и Гроссман считали, что математик заслуживает чего-то более значительного: «Чем больше мы о нем узнавали, тем сильнее убеждались в том, что жизнь этого человека — идеальный материал для большого кино».

Первый шаг на пути к «Игре в имитацию» Нора Гроссман сделала в Лондоне, где встретилась с биографом Тьюринга Эндрю Ходжесом и получила разрешение на экранизацию его увесистой книги. Сопроводив ее кратким синопсисом, начинающие продюсеры стали ходить по студиям в поисках финансирования, но результат оказался нулевым.

Позже Гроссман случайно познакомилась с телесценаристом Грэмом Муром, который согласился превратить опус Ходжеса в сценарий картины. Он работал над текстом год, создал четыре версии, не получив за свой труд ни копейки. Но как только сценарий Мура вошел в черный список лучших нереализованных проектов 2011 года, компания Warner Bros. заключила с автором договор на семизначную сумму, и создание «Игры в имитацию» вышло на новую стадию — поиск режиссера и звезд.

Главной ролью заинтересовался сам Леонардо ДиКаприо, в режиссерское кресло метили такие тяжеловесы, как Сэм Мендес, Том Хупер и Рон Ховард. Казалось, что съемки начнутся со дня на день, но ДиКаприо неожиданно передумал, и студия заморозила проект. Островски и Гроссман понимали, что без участия в фильме звезды класса А «Игра в имитацию» может навсегда остаться хорошим, но так и не реализованным сценарием. Все изменилось, когда на сцену вышел богатый инвестор Тедди Шварцман — сын основателя Blackstone Group, решивший во что бы то ни стало сделать этот проект.

«Я был уверен, что присутствие в фильме рентабельной голливудской звезды принесет только вред, и готов был полностью спонсировать эту картину, — вспоминает Шварцман сейчас. — Но я выдвинул несколько важных условий: все актеры должны быть британцами, и снимать будем в Англии».

Приглашенный на должность режиссера Мортен Тильдум — создатель самого кассового фильма в истории Норвегии «Охотники за головами» — остановил свой выбор на Бенедикте Камбербатче, популярность которого росла в тот момент в геометрической прогрессии. Главную женскую роль доверили Кире Найтли — она играет в картине подругу Тьюринга Джоан Кларк.

С главной проблемой режиссер столкнулся уже на съемках. Тильдуму предстояло сделать выбор: следовать сценарию, который завершается суицидом героя, или попытаться найти более жизнеутверждающую концовку. После долгих раздумий он выбрал второе, и уже отснятое самоубийство в фильм не включили.

«Я хотел, чтобы финал прославлял жизнь, — объясняет режиссер. — Тем более что сцена, в которой мертвый человек лежит на кровати в окружении полицейских, казалась мне недостаточно драматичной. Пусть зрители сами додумают, как это было».

«Игра в имитацию» (The Imitation Game) / Великобритания-США, 114 мин. Режиссер: Мортен Тильдум. В ролях: Бенедикт Камбербатч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Аллен Лич, Мэттью Берд, Чарльз Данс, Марк Стронг, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл. В прокате с 5 февраля («Централ партнершип Classic»)

Читать далее: Бенедикт Камбербатч: «Мир давно превратился в большую деревню»

Читать далее: Кира Найтли: «Я не скрываю свои страхи»

Материалы по теме

  • Звезды на премьере фильма «Волк с Уолл-стрит»

    31 января 2014 / Татьяна Баталова

    В кинотеатре «Октябрь» прошла российская премьера фильма Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит». Наши звезды демонстрировали меха, а Скорсезе и ДиКаприо прислали видеообращение.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Грань будущего»

    26 марта 2014 / Редакция THR Russia

    Том Круз и Эмили Блант ведут войну с пришельцами во времени и пространстве в новом фильме Дага Лаймана.

    Комментировать
  • «Лучшее во мне» по роману Николаса Спаркса. Формула любви

    12 ноября 2014 / Мария Михелева

    Права на экранизацию нового романа Николаса Спаркса «Лучшее во мне» были куплены за полгода до его публикации. Причем продюсеры даже не спешили узнать, о чем собирается писать модный беллетрист. Ведь кинематографисты давно уже знают: если автор — Спаркс, его произведение — гарантия коммерческого успеха. THR задумался, какие ингредиенты помогают писателю создавать лав-стори, мимо которых не может пройти Голливуд.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора