«Исход: Цари и боги» Ридли Скотта. Скандал, интрига, религия

«Исход: Цари и боги» Ридли Скотта. Скандал, интрига, религия
Постер фильма «Исход: Цари и боги»

Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

На приближающийся сезон наград у Ридли Скотта серьезные планы. «Исход: Цари и боги» выходит в мировой прокат под самый конец года: когда американские киноакадемики приступят к вынесению вердикта, их воспоминания о фильме будут еще свежи. К тому же проект на библейскую тему — традиционно хороший кандидат на получение золотой статуэтки.

Особенно сейчас, когда «Оскар» в своих предпочтениях становится все более консервативным, а прямых конкурентов у Скотта в этой области нет: «Ной» Даррена Аронофски был встречен с недоумением и религиозными фанатиками, и фанатичными атеистами. Слишком уж свободно сыграл Аронофски на классическом материале, а киноакадемики не любят подобной бесцеремонности. Так что Кристиан Бэйл, которого Аронофски хотел переманить к себе на роль Ноя, поступил очень мудро, оставшись в наряде другого ветхозаветного персонажа.

Впрочем, поборники документальной точности вряд ли встретят рукоплесканиями и «Исход» — рассчитывать на то, что Ридли Скотт решит отказать себе в вольностях, было бы глупо. Он еще в «Гладиаторе» показал, что историческая реконструкция его интересует мало. В жанре пеплума режиссера куда больше притягивают зрелищность и масштаб.

Вспомним, как причудливая хореография Рассела Кроу превратила батальные сцены «Гладиатора» в некоторое подобие современного танца. Специалистов по Гомеру такой спектакль доводил, вероятно, до белого каления. Но кинотеатр — не кафедра античной литературы. Сюда идут не для того, чтобы послушать «Илиаду» на древнегреческом. История Моисея в плане зрелищности предлагает еще более богатый материал — чего стоят одни лишь десять казней египетских. Тучи саранчи, Нил в крови…

Тем, кто исправно ходит на воскресную мессу, не стоит слишком надеяться на «Божественное откровение». Да и чего ожидать от режиссера, который открыто заявляет, что религия — самый большой источник зла в мире? «Во имя своего бога все готовы разорвать друг друга в клочья, — считает Ридли Скотт. — Но ирония в том, что они, скорее всего, поклоняются одному и тому же божеству».

Впрочем, атеизм режиссеру «Исхода» ничуть не мешает. Неверие вынуждает его снимать библейскую историю так, чтобы для зрителя с любыми религиозными взглядами она казалась убедительной.

В плане спецэффектов «Исход» действительно не вызывает вопросов. Чермное море, смыкающее свои волны над несчастными египтянами, смотрится куда эффектнее гигантских цунами, которые изображает на необитаемой планете «Интерстеллара» Кристофер Нолан.

Получается, что со старой историей, будоражащей сознание человечества уже много веков, можно проводить не менее впечатляющие трюки, чем с новой. А на вольности в обращении с библейским текстом лучше смотреть сквозь пальцы.

Именно так поступает раввин Дэвид Бэрон, работавший консультантом на картине. Он предупреждает, что «Исход» отклоняется от Писания и это неминуемо вызовет споры. Но тут же резонно замечает, что и сам Ветхий Завет не богат на детали. И если цунами вызывает в кино не Бог, а землетрясение, в этом нет ничего страшного — лишь бы после фильма зрители заглянули в оригинал. Под конец, позабыв про всякие религиозные чувства, Бэрон зачарованно добавляет: «Летающие рои саранчи в 3D — это нечто. Ничего подобного мы еще не видели на экране».

Дискуссии и споры о фильме начались, как и положено, задолго до премьеры. И затеяли их не священники с историками, а, как ни странно, борцы за права чернокожих. Они заметили, что в «Исходе» всех главных героев играют белые, в то время как афроамериканцам достались лишь роли рабов. Картину тут же начали сравнивать с «Десятью заповедями» Сесила Б. ДеМилля (правда, в 1956 году чернокожим актерам выбирать особенно не приходилось). Сравнение в данном случае получилось для Скотта вовсе не лестным.

Чтобы окончательно взбудоражить общественность, Ридли Скотт пригласил в картину 11-летнего британского школьника озвучивать Бога. Его мотивы, в общем, ясны: что может быть чище и невиннее, чем детский голос? Но фильм от этого стал лишь более провокационным, и уже сегодня ясно одно — споры вокруг «Исхода» не стихнут и после его премьеры.

«Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings) / Великобритания-США-Испания, 2014 г., 150 мин. Режиссер: Ридли Скотт. В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эджертон, Аарон Пол, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Индира Варма, Иман Эллиотт, Мария Вальверде, Джон Туртурро. В прокате с 1 января («Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

  • Сергей Бодров адаптирует «Человека-амфибию»

    24 мая 2012 / Денис Данилов

    Картина с бюджетом в $8 млн. будет создана в рамках европейской конвенции по совместному кинопроизводству.

    Комментировать
  • Летнее кассостояние: Как появились летние блокбастеры и почему они из года в год приносят огромные прибыли

    09 мая 2013 / Денис Данилов

    Вопреки календарной разметке, сезон летних блокбастеров начинается в мае. The Hollywood Reporter вспоминает, как зародилась и эволюционировала эта кассовая страда.

    Комментировать
  • О кибератаке на студию Sony снимут документальный фильм

    03 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Оскаровские номинанты Карим Амер и Джехен Нужейм расскажут об одном из самых скандальных интернет-преступлений.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора