Канны 2015: чем «Морю деревьев» грозит «прохладный» прием

Канны 2015: чем «Морю деревьев» грозит «прохладный» прием
Кадр из фильма «Море деревьев»

Представьте себе не самую приятную ситуацию: вы – представитель студии, приехавший на Каннский кинорынок скупать фильмы для проката у себя на территории. И вот проект, на который вы только что, не глядя, потратили солидную часть своего бюджета, был растоптан после первого же пресс-показа, да так убедительно и единодушно, что это гул неодобрения до сих пор катится по Круазетт. Что вам теперь делать?

Для начала, не стоит отчаиваться, потому что совсем не обязательно «прохладный» прием на фестивале автоматически означает, что кино можно хоронить. Более того, реакция прессы и публики вообще мало влияет не только на прокат и на место фильма в истории, но даже на мнение жюри. «Таксисту» Мартина Скорсезе досталось на целую тонну орехов в Каннах в 1976 году, что не помешало ему под недовольные улюлюканья аудитории получить «Золотую пальмовую ветвь».

«Каннская аудитория не является репрезентативной, – говорит Дэвид Косси, глава компании Film4 и бывший президент Universal Pictures International. – Она как будто существует в своем мире, где действуют определенные законы рынка и ожидания от каждого проекта очень высоки».

Каннские критики известны тем, что никого не щадят. «Главные палачи – французы», – признается Шон О'Келли, представитель британского дистрибьютора Carnaby International. Он также добавляет, что в 2002 году приобрел права на прокат «Пианиста», но не смог присутствовать на церемонии, когда фильм получил главный приз фестиваля. Начальство отозвало его домой – мол, нечего тратить казенный бюджет на пребывании в Каннах, все равно нашему фильму ничего не светит, потому что «народу он не понравился».

Многие критики, которые спешат разгромить фильм сразу же после показа, меняют свое мнение и принимаются восхвалять его ближе к релизу. Старожилы Канн наверняка помнят, как в 2009 году пресса камня на камне не оставила от «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино (один известный американский критик даже назвал картину «курицей в доспехах»). Это не помешало фильму заработать $320 млн в мировом прокате и 88% «свежих помидоров» на портале Rotten Tomatoes. Среди других картин, осмеянных на главном фестивале планеты, числятся и такие кассовые хиты, как «О, где же ты, брат?» и «Код да Винчи».

Но все это не значит, что «Море деревьев» непременно отряхнется и пойдет дальше зарабатывать миллионы в прокате. Учитывая интенсивно артовую направленность фильма, после Канн это будет особенно нелегко. «Как поймать монстра», режиссерский дебют Райана Гослинга, в 2014-м стал одним из самых всенародно ругаемых проектов фестиваля, но ему, в отличие от «Ублюдков», время не залечило раны: релиз картины в США состоялся только год спустя, и то сразу на VOD. Российскому зрителю, кстати, все же удалось увидеть ее на большом экране, хоть и в очень уж ограниченном прокате (15 копий).

Совсем плохо дела обстояли в 2006 году у второй работы Ричарда Келли «Сказки Юга», которую так мощно освистали в Каннах, что режиссеру пришлось сначала перемонтировать весь фильм, а затем долго и безрезультатно искать дистрибьютора. Это как раз тот случай, когда даже удивительно, что после разгрома на фестивале кино умудрилось хоть в каком-то виде дойти до зрителя и обрести более-менее культовый статус.

Больше остальных фильмов в прошлом году в Каннах досталось «Принцессе Монако», но The Weinstein Company удалось немного прокатать ее в кинотеатрах и быстро продать на ТВ. $26,5 млн сборов во всем мире – это, конечно, совсем не то же, что «Король говорит!» с его $414 млн, хотя Харви Вайнштейн наверняка надеялся повторить успех с еще одним байопиком о королевской особе.

Чем все это грозит фильму Ван Сента? У «Моря деревьев» буквально за два дня до всеобщего освистания появился дистрибьютор и даже два – права на американский прокат картины приобрели Lionsgate в сотрудничестве с Roadside Attractions. А компания eOne еще в феврале на Берлинском кинорынке купила фильм для проката на международных территориях. О'Келли из Carnaby считает, что чести быть представленным в конкурсе Канн может оказаться вполне достаточно, чтобы уберечь «Море деревьев» от катастрофы. «Но я бы на месте дистрибьюторов какое-то время придержал релиз, – тут же добавляет он. – Хотя от американских прокатчиков можно ждать и того, что они просто избавятся от проекта. Это вполне в их репертуаре».

Судьба российского проката «Моря деревьев» пока неизвестна.

Материалы по теме

  • Первые пять минут фильма «Напролом» (ВИДЕО)

    08 апреля 2012 / Илья Кувшинов

    В качестве продюсера и одного из со-авторов фантастического триллера выступил Люк Бессон.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: Ганс Руди Гигер – «Никакого бэкграунда. Меня просто попросили нарисовать существо, каким я его себе представляю»

    30 мая 2012 / Денис Данилов

    В московском планетарии открылась выставка графики швейцарского художника Ганса Руди Гигера, рассказавшего в интервью THR о том, как он работал над «Чужим» Ридли Скотта и почему не держит зла на Джеймса Кэмерона.

    Комментировать
  • Колин Фаррелл: «Без меня этот мир был бы мертв»

    01 июля 2015

    Перед выходом второго сезона «Настоящего детектива» ирландец рассказал THR о своей любви к вредной пище, йоге и одиночеству.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора