Кризис бесконечных фильмов: что не так с киновселенной MARVEL

Кризис бесконечных фильмов: что не так с киновселенной MARVEL

Восьмидесятые стали, возможно, самой яркой порой для комикс-индустрии: благодаря «Британскому Вторжению» и другим новичкам индустрии комиксы наконец-то начали воспринимать всерьез. Именно здесь выходят ставшие классическими «Хранители», «Возвращение Темного Рыцаря» и другие не менее важные комиксы. Наконец, в 1989 выходит знаменитый «Бэтмен» Тима Бертона – ныне культовый фильм, который показал, что комиксы тоже могут быть серьезными и мрачными. Парадоксальным образом это сыграло очень злую шутку с индустрией, которая развернется на полную уже в 90-х.

Но прежде вернемся немного назад, в 60-е. Именно здесь, в 1961 году, выходит “Fantastic Four #1” – лебединая песнь умирающего издательства MARVEL. Продажи комиксов шли из рук вон плохо, и молодые Стэн Ли и Джек Кирби решают рискнуть: у героев нет двойной жизни, они не особо-то рвутся спасать мир и даже не носят костюмы. Да к тому же еще и ругаются друг с другом и сталкиваются с теми же проблемами, что и простые люди. На фоне выхолощеных комиксов DC это произвело эффект разорвавшейся бомбы: истории о Супермене и Бэтмене явно метили в аудиторию до 12 лет, в то время, как MARVEL активно работали с теми, кто из комиксов, казалось бы, вырос. Их герои куда сложнее и интереснее, плюс обладают какой-никакой индивидуальностью, в отличие от идеальных персонажей старейшего гиганта индустрии. А еще в комиксах MARVEL было то, чего никогда до этого не было у DC: единая вселенная, и герои одной линейки комиксов могли легко столкнуться с героями совершенно другой.

Fantastic Four #1

Закостенелая DC никак не могла догнать молодых MARVEL, и дела у первых начали идти плохо. В это же время MARVEL продолжали смело нарушать правила и с улыбкой выходить из, казалось бы, опасных ситуаций, и уже в начале 70-х новичок индустрии без особых проблем начал теснить конкурента-старожила. Комиксов появлялось все больше, они становились смелее. Где-то здесь же замаячила и призрачная идея комиксов по лицензиям, весь потенциал которых раскрыли, опять же, MARVEL, получив лицензию на знаменитые «Звездные войны». В 80-х это отозвалось громогласным эхом: комиксы по фильмам, игрушкам, сериалами и другим товарам вплоть до хлопьев повалили как из рога изобилия. И, конечно же, не меньшими темпами развивались и собственные линейки комиксов.

В 90-х произошел кризис перепроизводства: комиксов стало слишком много, а конвейер и не думал останавливаться. Огромное, просто колоссальное количество серий не уходило дальше первого выпуска – зато сразу во множестве альтернативных обложек, что должно было привлекать коллекционеров. Кроме того, рынок окончательно переориентировался на фанатов, а не на рядового читателя, поэтому чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета приходилось скупать буквально все – не важно какого качества. Обычному читателю, который просто хочет развлечь себя историей-другой, в этот период приходилось как никогда трудно, да и сами фанаты начинали понимать, что количество совсем не равно качеству, и даже проверенные авторы и приемы вроде очередного глобального кроссовера могут оказаться редкостной дрянью. Как итог MARVEL к 1997 году окажутся на грани банкротства, а читатели станут обращать внимание на куда более качественные и интересные истории. MARVEL и DC придется в очередной раз перезапуститься, чтобы сделать что-то, что действительно интересует рынок.

"Кризис на бесконечных Землях" от DC

Еще одним примечательным моментом является и то, что MARVEL долгое время умудрялись переигрывать DC на их же поле: выходить по выручке и продажам вперед, создавать что-то принципиально новое. Доходило до того, что мастодонт индустрии откровенно воровал не только идеи, но и авторов у более молодого конкурента, и далеко не всегда из этого получалось что-то хорошее. В конце 70-х в DC перешел Джек Кирби, один из создателей большинства известных и любимых до сих пор персонажей MARVEL, и в новом для себя издательстве он получил творческую свободу. Как итог – рождение амбициозных, но провальных серий комиксов, недовольство и недолгая карьера.

Долгое предисловие подталкивает к сравнению рынка комиксов и кинокомиксов: как ни странно, у их развития немало общего.

Первыми на рынок кино исторически вошли DC: экранизации «Бэтмена» появились еще в начале 40-х, а «Супермен» 1978 года показал, что фильмы о героях в плащах могут быть интересны не только детям. В 1989 году произошел окончательный переворот представлений о комиксах – вышел «Бэтмен» Тима Бертона, считающийся классическим примером хорошей комикс-экранизации. Благодаря ему появятся такие кинокомиксы, как «Дик Трейси», «Тень» и «Фантом». Первый же успешный кинокомикс MARVEL выйдет лишь в 2000 году. «Люди Икс» в свое время стали одной из ключевых линеек издательства, так что нет ничего удивительного в том, что именно они и стали одной из первых успешных картин. За ними последовала экранизация «Человека-паука». Конкуренцию им составит лишь трилогия Кристофера Нолана о «Темном Рыцаре», а окончательно рынок перевернется с выходом «Железного человека»: DC вновь окажутся на втором месте, как уже было в комиксах.

"Железный человек"

Выпустив «Железного человека», MARVEL начинают делать ровно то же самое, что и в свое время делали в комиксах: создавать единую вселенную в том ключе, в каком подобные фильмы хотят видеть фанаты. DC поздновато вскочили на ту же ступеньку и с большим трудом пытаются удержать равновесие – судя по провальной «Лиге справедливости», выходит у них не очень.

Интересно и то, что MARVEL, как и 20 лет назад, начинают ориентацию на фанатов: при всех достоинствах их последние фильмы сняты так, что разобраться в них можно лишь посмотрев немало предыдущих. Особенно остро это чувствуется в «Мстителях: Войне Бесконечности», где задействованы почти все герои, когда-либо появлявшиеся в фильмах студии, а многие сюжетные линии находят свое развитие. С одной стороны, нельзя не отметить смелость подобного решения: вместо того, чтобы вновь тратить львиную долю и без того длинного фильма на знакомство с героями, MARVEL бросают зрителей в самую гущу событий. С другой – вселенная развивается десять лет, и за это время можно было пропустить не один и не два фильма. Что уж говорить о тех, кто пытается втянуться только сейчас? Новое поколение зрителей точно будет приходить, и как именно будет выкручиваться студия, пока не совсем понятно.

"Мстители: Война Бесконечности"

Фильмов с каждым годом выходит все больше и все чаще они рассчитаны именно на подготовленного зрителя. Редкие исключения вроде «Черной Пантеры» или грядущей «Капитана Марвел» сейчас уже являются скорее исключениями из правил на фоне множества вторых и третьих частей, да и первые фильмы не всегда означают то, что в них нет мостиков из более ранних картин. Так, к примеру, «Человек-Паук: Возвращение домой» опирается на события третьей части «Первого Мстителя», и некоторые моменты сюжета без просмотра предыдущей картины могут быть не совсем понятны.

Киновселенная MARVEL – это смелый эксперимент, который может наступить ровно на те же грабли, с которыми когда-то столкнулся комикс-родоначальник. Тем интереснее, станут ли четвертые «Мстители» перезапуском для всей вселенной и пойдут ли продюсеры на столь решительный шаг.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus