Лондонский фестиваль 2013: Исход

Лондонский фестиваль 2013: Исход
Колин Фаррелл, Рут Уилсон, Эмма Томпсон и Том Хэнкс на премьере «Спасти мистера Бэнкса»

Казалось бы, последний день фестиваля – полторы недели сумасшествия подходят к концу, это ли не повод воспрянуть духом и завершить этот длинный изнуряющий пробег на мажорной ноте. Но Лондон, как всегда, с самого утра поприветствовал дождем. Дождь немного поутих, когда пришла пора дорогим гостям расхаживать по красной дорожке перед кинотеатром «Одеон» на Лестер-сквер. Камеры, обернутые в целлофан, унылые операторы в дождевиках, несчастные журналистки, прячущие под зонтами свои дорогие микрофоны и макияж – весь этот «негламур, да на фоне аллеи из фейковых вишневых деревьев в цвету.

Мировую премьеру фильма Джона Ли Хэнкока (режиссера невразумительной «Невидимой стороны», за которую Сандре Буллок зачем-то дали «Оскара») «Спасти мистера Бэнкса» посетило невиданное количество селебрити: кажется, все, кто присутствовал в Лондоне и мог ходить, пришли в этот вечер в «Одеон». Когда дождь прекратился, начали прибывать гости премьеры: звезды фильма закрытия Том Хэнкс, Эмма Томпсон и Колин Фаррелл с удовольствием расхаживали по мокрой ковровой дорожке и, такие чистенькие и сухие, давали интервью измученным хлябями небесными репортерам.

Прессе показывали приторного, но на удивление приятного «Мистера Бэнкса» с самого утра. Это кино выполнено в любимом критиками (и киноакадемиками) жанре «фильм о фильме» и посвящено истории создания диснеевской классики «Мэри Поппинс» - ну, той, что с танцующими пингвинами. Том Хэнкс играет, собственно, самого Уолта Диснея – образ доброго дядюшки с педофильскими усиками он создает примерно таким, каким и можно ожидать в фильме от компании Disney. То есть почти безупречным. Конечно, в последнее время Disney научились смеяться над собой и своим наследием (см. хотя бы «Завороженную»), но осталось же все-таки что-то святое. Так вот, образ получился и вправду довольно светлым – то есть антикоммунистическое стукачество, например, осталось за кадром, но будем надеяться, это всего лишь потому, что оно не влезало в историю. Однако Дисней в кадре курит, а это в наше время равносильно тому, чтобы работать доносчиком ФБР. Ну и, конечно образ немного обретает человеческие черты, когда его неназойливой авторитарности бросает вызов женщина, да еще и англичанка, да еще и австралийского происхождения. Писательницу Памелу Трэверс играет восхитительная Эмма Томпсон.

Она делает все, чтобы не позволить Уолту Диснею загробастать права на экранизацию «Мэри Поппинс», а когда у нее это не получается, то ставит условия: например, никакой анимации. Судя по танцующим пингвинам, без анимации все же не обошлось. Наблюдать за перебранками Томпсон и Хэнкса – одно удовольствие, настолько они искрометны и изобретательны. За второй план ответственность несут также вполне себе прекрасные Рут Уилсон, Колин Фаррелл (эти двое тоже успели покрасоваться вчера на красной дорожке), Пол Джаматти, Джейсон Шварцман и Брэдли Уитфорд. Фильм выходит в американский прокат 13 декабря – как раз достаточно, чтобы вскочить на подножку поезда, отправляющегося прямиком в логово Киноакадемии. До российского проката «Спасти мистера Бэнкса» доберется только 23 января, когда уже будет понятно, сколько картине Хэнкока досталось номинаций.

Не стоит забывать, что показом «Мистера Бэнкса» важные события, произошедшие вчера в кинотеатре «Одеон» не ограничились. Например, фестиваль закончился, а значит, пришло время раздавать призы. Основной конкурс, несмотря на участие в нем сумасбродного «Двойника», выиграла картина «Ида» режиссера Павла Павликовски – поляка, который живет во Франции и снимает кино в Британии. Он успел прославиться документальными работами (примерно половина которых посвящена нашим соотечественникам – Достоевскому, Веничке Ерофееву и даже, прости Господи, Жириновскому), однако оба его игровых фильма были удостоены премии BAFTA – «Последнее пристанище» с Диной Корзун и «Мое лето любви», в котором Павликовски впервые показал миру Эмили Блант. «Ида» снята на польском языке и посвящена теме холокоста. Это история юной Анны, которая провела всю свою жизнь в монастыре, куда ее подкинули в 1945 году. Перед постригом она решает найти свою единственную уцелевшую после войны родственницу – тетушку Ванду – и поговорить с ней о своих родителях. Но, во-первых, Анна выясняет, что никакая она не Анна – зовут ее Ида, и она еврейка. А во-вторых, девушка решается «очищающее путешествие» на пару со своей стабильно закладывающей за воротник тетушкой. «Ида» у Павликовски получилась и трогательной, и пронзительно грустной, и смешной, и глубокой, и легковесной – проще говоря, очень хорошей. Вообще, удивительно, насколько прогрессивно и завораживающе может выглядеть аскетично снятое кино в монохроме и с архаичным соотношением сторон экрана 4х3. Здесь маячат тени многих классиков: от Брессона и Трюффо до Дрейера и Вайды. Я пропустила «Иду» в кино – как и практически все остальные конкурсные фильмы, потому что уж слишком много всего непропускаемого было во внеконкурсных программах. Но добрые организаторы фестиваля дают аккредитованным журналистам ссылки на запароленные архивы фильмов на ftp-серверах – подозреваю, вчера «Иду» скачало куда больше людей, чем посмотрело ее на всех фестивальных показах вместе взятых.

Остальные призы распределились так: лучшим британским новичком был признан Джонатан Ассер, написавший сценарий картины Дэвида Маккензи «От звонка до звонка» – фильма о том, как подросток-заключенный вынужден выживать во взрослой тюрьме. Специального упоминания были удостоены Коннер Чапман и Шон Томас, сыгравшие главные роли в «Эгоистичном гиганте» – еще одной британской драме о нелегком детстве. Награда за лучший дебют ушла фильму «Ило Ило», рассказывающем о неочевидной дружбе между горничной и «трудным» подростком. Ну, и последний приз фестиваля – за документальный фильм – достался картине Поль-Жюльена Роббера «Мои отцы, моя мать и я». Это кино посвящено жизни обитателей самой крупной хиппийской коммуны в Европе в 1970-х годах – Фридрихсхоф в Австрии, где, собственно, родился и вырос сам режиссер. А также приз за вклад в киноискусство получил сэр Кристофер Ли, причем вручал ему его не кто-нибудь, а его друг и коллега Джонни Депп.

На этом мы заканчиваем репортажи с кинофестиваля в Лондоне. Спасибо, что читали.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus