Мама-Америка

Мама-Америка

Пера Илич — маменькин сынок (мамарош именно это и значит) и нерешительный трус. И всегда таким был, с детства. Но сейчас ему под пятьдесят, на Белград падают американские бомбы, мама уже совсем старая, хоть и боевая, и надо срочно принимать какие-то решения, самое разумное из которых — эмиграция.

Наверное, на свете есть плохие сербские фильмы, плохо снятые, с плохими диалогами, рыхлыми сценариями, с невыразительной картинкой. Но почему-то до русского зрителя они никогда не доходят. А то, что доезжает до наших фестивалей или всплывает среди интернет-киноманьяков, неизменно оказывается как минимум очень крепким, хоть и не дорогим. Вот и «Мамарош» Момчило Мрдаковича одновременно и нежный, и смешной, и мрачноватый, полный балканского абсурда, при этом абсолютно европейский. Последнее, впрочем, немудрено: один из продюсеров картины — Фатих Акин, немецкий турок и молодой гуру европейского независимого кино.

Итак, фильм почти безупречный технически, с отличными актерами, увлекательный и смешной. А еще он остроактуальный, конечно.

Дело в том, что в нем нет ни политики, ни патриотизма. Главный герой всю последнюю балканскую войну провел киномехаником в маленьком кинотеатре, куда кроме его мамы почти никто не ходит. На город сыпятся бомбы — но это ничего не значит, кроме того, что на город сыпятся бомбы, и люди сначала прячутся от них по подвалам, а потом им и это становится лень делать, будь что будет. По Белграду носятся банды ультрапатриотичных футбольных хулиганов, но занимаются они исключительно варварством, громят американскую библиотеку, чудом не пострадавшую от бомбежки, отвечают погромом на погром. Единственное и мужественное решение — найти в себе силы бежать. Тем более, что он киномеханик, и он знает Америку по фильмам, выучил язык и культурные основы. Америка, правда, тоже не сахар, если дома каждый день бомбят, то там приходится каждый день работать. Но, в общем, почти с самого начала понятно, что там все тоже будет хорошо. В конце концов, там тоже можно найти на помойке старый проектор и крутить советских «Веселых ребят» на радость детворе. Если еще мама будет варить солдатский фасолевый суп с колбасой, то Сербию и ее странное сочетание православия, социализма, семейственности и цыганского абсурда можно будет унести с собой в сердце.

Премьера состоится 9 марта в «Иллюзионе», его представят режиссер Момчило Мрдакович и друг проекта Эмир Кустурица.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus