ММКФ-2016. Дневники фестиваля: смерть Пазолини, мертвая Эвита и Депардье в волшебном лесу

ММКФ-2016. Дневники фестиваля: смерть Пазолини, мертвая Эвита и Депардье в волшебном лесу
Кадр из сериала «Конец».

Недавний «Пазолини» Абеля Феррары, смурной и похмельный, как и все поздние фильмы режиссера, не вызвал особого интереса у критиков и поклонников режиссера. Все познается в сравнении. Попавший в конкурсную программу фильм Давида Гриеко «Козни» рассказывает ту же историю последних дней великого итальянского драматурга, писателя и режиссера Пьера Паоло Пазолини, что и фильм Феррары, только с конспирологической точки зрения. По его версии, вполне, впрочем, распространенной и правдоподобной, режиссера забили насмерть и переехали на автомобиле не случайные гомофобы, а нефтяные олигархи руками членов фашистской партии. Печально только, что сюжет про прогнившую от коррупцию систему в духе Дамиано Дамиани срежиссирован в стилистике криминальных фильмов-реконструкций канала НТВ, только на более солидном бюджете.

Неуместные переключения на черно-белый режим и нарисованные спустя рукава на компьютере языки пламени не позволяют относиться к фильму всерьез, несмотря на отличную игру итальянского актера и певца Массимо Раньери. Очередное доказательство, что до уровня слабого фильма Феррары некоторым предстоит еще расти и расти. Понятно, что от режиссера трэша «Эвиленко» не стоило ожидать откровений, но, учитывая, что Гриеко работал в нежном возрасте ассистентом Пазолини и Бернардо Бертоллучи, становится обидно, что он так ничему и не научился.

Кадр из фильма "Козни".

Неожиданным сюрпризом стала картина «Эва не спит» Пабло Агуэро из программы «Секс, еда, культура, смерть». Эва Перон, жена генерала Хуана Перона, первая леди и главная женщина-героиня Аргентины, известная многим по фильму «Эвита» Алана Паркера, умерла в 1952 году, три года пролежала на всеобщем обозрении, пока ее мужа не свергли во время путча, была захоронена в Милане, затем в 1974 году перевезена обратно на родину и помещена в фамильный склеп. Настоящие приключения трупа, отдельный популярный поджанр черных комедий, здесь превращается в артхаусную и несколько претенциозную сказку о «спящей красавицы» Эвы, вернее, ее забальзамированного тела, которая рассказывается через истории тех, кто с ней так или иначе соприкоснулся – от перевозивших ее труп солдат до поддерживающего ее красоту бальзамировщика.

Кадр из фильма "Эва не спит".

В роли перевозящего ее тело полковника появляется любимец режиссера Леоса Каракса, Дени Лаван, в очередной раз обнаживший свой скукоженный, но поджарый торс, а в роли ненавидящего Эвиту безымянного военного диктатора – Гаель Гарсия Берналь, который значится в титрах на первом месте, но появляется лишь в начале и финале фильма. Франко-испано-аргентинская картина безусловно выигрывает от их появлений, но и сама по себя затягивает атмосферой сонного морока, которая, конечно, не всех может увлечь.

Еще один фильм про жизнь после смерти, «Конец» француза Гийома Никлу из программы «Фильмы, которых здесь не было», является почти что моноспектаклем Жерара Депардье. Большой во всех смыслах актер играет мужчину, который отправился в лес на охоту, потерял там свою собаку и заблудился сам. Заявленный как абсурдистская комедия фильм оказался не очень смешным, но грандиозной фигуры Депардье достаточно, как справедливо заметил представлявший фильм Стас Тыркин, чтобы приковать внимание зрителя. Как актер пыхтит, как он пьет газировку, как он матерится и ломает пузом ветки уже является достаточным основанием для просмотра. Связь с «Мертвецом» Джармуша лежит на поверхности, хотя в памяти скорее вскоре всплывают произведения Кобо Абэ и Эжена Ионеско – герой (или его душа) блуждает по своему лесному лимбу, встречает такие же потерянные души и пытается потоком извергаемых слов вызвать у них хоть какую-то реакцию, в основном тщетно. Смерть то ли уже состоялась, то ли еще ждет - это не важно, на блуждания Депардье никакая определенность не повлияет. 

Кадр из фильма "Конец".

Появление на сцене режиссера конкурсного фильма «Дневник машиниста» Милоша Радовича и исполнителя ведущей роли Лазара Ристовски сразу как-то воодушевило публику: коль пришли, значит в работе своей уверены. Со зрителями они общались недолго, но уверенно и как с друзьями. Первым поприветствовал публику Лазар. Он пошутил, что русские до сих ищут клад в центре Москвы (на Новом Арбате ведутся дорожные работы), затем представился и сказал, что это их 4-й с режиссером совместный проект. Милош, в свою очередь, заметил, что их картина — своего рода дань памяти предкам, поскольку они с Лазаром происходят из семьи железнодорожников.

Посвящение балканские кинематографисты привезли необычное. 60-летний машинист Илия сидит перед парой психологов и в красках описует, как переехал фургон с шестью цыганами. Затем он знакомится с мальчиком, берет того под свое крыло и нехотя готовит из него машиниста. Циничный юмор сменяется семейной драмой, на место пошлого мелодраматизма приходит ненавязчивая кустуровщина (скромная, без карнавальности), а производственная драма доходит до грани типичного эксплуатейшна и тут же рассыпается под магическим реализмом. Эклектика, достойная сериалов. Нарочито нелепые решения режиссера всегда ведут к забавным сюжетным твистам. Стоит ли оно того? Не знаю. Но очевидно, что у Радовича вышла одна из тех неровных картин, в изъянах которой и кроется ее обаяние.

Кадр из фильма "Дневник машиниста".

 

 

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus