Рецензия: «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым

Рецензия: «Человек, который удивил всех» с Евгением Цыгановым

Егор (Евгений Цыганов) работает егерем где-то в Сибири. У него простая жизнь: его уважают соседи, с женой Наташей (Наталья Кудряшова) они ждут второго ребенка, а сам он на работе чувствует себя как рыба в воде. Все меняется, когда Егору ставят страшный диагноз и срок – жить ему осталось буквально пару месяцев. Врачи опускают руки и говорят об отсутствии шансов, но местная шаманка рассказывает легенду о селезне Жамбе, изменившем себя. Егор решает попробовать последовать его примеру.

Само собой, самое важное и интересное скрывается ровно за финальной фразой о селезне – название фильм получил неспроста. Решение Егора и правда выглядит довольно необычно и интересно, но принять такое смогут далеко не все. Егор кардинальным образом меняет свою личность, что вызывает удивление и неприятие у вчерашних, казалось бы, друзей. Отношение к новой личности егеря интересно контрастирует с ранее высказанной фразой о том, что свои своих не бросают и готовы простить все.

Говорить о фильме, не раскрывая его главный сюжетный поворот, очень трудно, а все остальное будет звучать слишком уж абстрактно. Так что простите за спойлер, но кое-какие детали все же придется приоткрыть. Дело в том, что в легенде Жамба вывалялся в грязи, чтобы стать серым, как утки, и слиться с ними. Смерть он обманул тем, что исчез с глаз, став слишком обычным. Вот только для Егора такой выход не подходит – он и без того жил как все, как и положено мужику. Поэтому он взглянул на историю селезня под другим углом и решил не становиться серым, а мимикрировать под женщину. На этом фоне очень символичным кажется то, что женскую одежду он прятал ровно в том же месте, что и таблетки от своей опухоли. Да и с самим новым «лечением» история схожа: поначалу он тщательно скрывает недуг, но в какой-то момент это становится невозможным. И таких параллелей много, на первое место действительно выходят детали, а не довольно простой в своей основе сюжет.

Простота в данном случае – совсем не недостаток, а, скорее, преимущество. Алексей Чупов и Наташа Меркулова обставляют все в лучших традициях мирового кинематографа с той лишь разницей, что здесь в основе не греческий или какой-то европейский эпос, а наш, сибирский. Срабатывает это на «ура», особенно с учетом твиста, который в сценарии берет история. «Мясо» простой истории делает какое-то невероятное внимание к деталям, и отдельное удовольствие при просмотре стараться их заметить.

А ведь кроме этого и яркой социальной составляющей у фильма поднимается немало других вопросов, один из главных среди них – принятие себя. Фильм легко принять за травести-драму или фильм о проблемах гендерной идентичности. Конечно же речь об этом не идет, несмотря на «обложку»: куда важнее вопросы чувственности и внутреннего покоя, принятия собственных слабостей и множество других, прямо и не прямо проговариваемых в фильме.

Кроме сценария, нужную магию создают актеры: про Цыганова даже шутили, что ему стоит в Венеции дать лучшую женскую роль. Шутки шутками, а сыграно так, что глаз отвести невозможно: мощно, до дрожи и какого-то первобытного ужаса. При том, что у Егора в фильме довольно мало реплик и большую часть времени он молчит, одна лишь мимика вытягивает картину на какую-то недосягаемую высоту. Еще одна важная составляющая – операторская работа Марта Таниэля, который простыми, казалось бы, приемами способен выжать максимум из каждой сцены – чего стоит только кадр с Кудряшовой в хлеву.

«Человек, который удивил всех» из тех фильмов, после которых хочется гордиться тем, что фильм сделан соотечественниками. Тонкий, глубокий, обманчиво простой на поверхности – и запредельно глубокий внутри. Еще один плюс в копилку того, что и наши – могут. И еще как могут.

«Человек, который удивил всех» в прокате с 25 октября 2018 года.

Материалы по теме

  • «Метаморфозы» впервые представили широкой публике

    01 декабря 2016 / Александр Фолин

    Знаменитый дипломный спектакль актерской мастерской Академии Никиты Михалкова произвел настоящий фурор.

    Комментировать
  • Рецензия: «Теснота» Кантемира Балагова

    03 августа 2017 / Дмитрий Карпюк

    Пронзительная драма про Нальчик 90-х в лучших традициях современного фестивального кино.

    Комментировать
  • Рецензия: «СуперБобровы. Народные мстители» Дмитрия Дьяченко

    19 октября 2018 / Григорий Черагин

    То ли комедия без шуток, то ли блокбастер без экшена.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus