Рецензия: «Дивергент, глава 2: Инсургент»

Рецензия: «Дивергент, глава 2: Инсургент»

После довольно сомнительного первого фильма создатели франшизы «Дивергент», основанной на книжной серии подростковой трилогии Вероники Рот, разродились более связным и увлекательным сиквелом. Отчасти это обусловлено тем, что в прошлогоднем «Дивергенте» нам все рассказали об антиутопическом мире будущего и его запутанной социальной структуре. Теперь авторам можно было не тратить время и энергию на экспозицию, а сосредоточиться, собственно, на самой истории. Тем более на бумаге история достаточно захватывающая: Трис Прайор в исполнении Шэйлин Вудли – «избранная» и бунтарка в бегах, а это уже автоматически придает этому постапокалиптическому триллеру необходимый динамизм.

Также, вероятно, не последнюю роль сыграло назначение нового режиссера: в сиквеле Нила Бергера сменил Роберт Швентке, который способен создавать волнительный и изобретательный экшн (см. «Иллюзию полета», «РЭД» или даже «Призрачный патруль»). В итоге второй фильм получился значительно содержательнее и эффектнее своего предшественника. Однако этого все равно оказалось недостаточно, чтобы уравновесить обескураживающее отсутствие самоиронии (несмотря на все старания Майлза Теллера) и замаскировать сюжетные дыры.

Несмотря на все захватывающие погони, стильный дизайн и впечатляющие спецэффекты, история по-прежнему похрамывает на обе ноги. Тема «фракций», которые разделяют общество на пять каст в зависимости от личностных качеств каждого человека, затирается до дыр до такой степени, что уже теряет всякую привлекательность (если допустить, что она там изначально была). Сюжет усиленно толкает вперед таинственная коробочка с важной информацией, и открыть ее, само собой, может открыть только Трис. Этот «макгаффин» – произведение искусства; он красиво мерцает голубыми огоньками, попутно создавая задел для следующей части или даже двух (как это теперь принято с экранизациями подростковых романов, последнюю книгу «Аллигент» разделят на два фильма). Но он также сводит на нет основную метафору, которую сценаристы так прилежно выстраивали, выстраивали, старались, пыхтели, а потом утомились и все развалили. Также в попытках упростить 500-страничный роман Рот, они сократили количество персонажей и опустили некоторые события, но при этом наводнили текст до обидного предсказуемыми и небрежными диалогами.

«Инсургент» начинается лихой гонкой по лесу примерно в тот же период, когда заканчивается «Дивергент»: сразу после попытки истребления всех, кто принадлежит к родной для Трис фракции «Отречение». Обладающую удивительными способностями и отрицающую кастовое деление (проще говоря, являющуюся дивергентом) героиню разыскивает злодейка Джанин (Кейт Уинслет), лидер фракции «Эрудитов». Поэтому Трис пускается в бега с тремя парнями: бойфрендом-дивергентом по кличке Фор (Тео Джеймс), скромным братом Калебом (Ансел Элгорт) и циничным «заклятым другом» Питером (Теллер). Последний персонаж с его самодовольным бахвальством и коварными интригами оживляет эту до зубовного скрежета серьезную историю, придает ей какое-то подобие интриги и добавляет необходимую долю сарказма.

Пока она прячется у людей из фракции «Дружелюбие» – коммунны хиппи, возглавляемой гостеприимной Джоанной (Октавия Спенсер) – Трис находит минутку, чтобы ритуально отрезать свои волосы, да так ровно, что любой стилист удавился бы от зависти. А затем они снова пускаются в бега по развалинам Чикаго. Но не только город пребывает в руинах – и сама Трис во время, свободное от прыжков с поездов, беготни наперегонки с танками и рукопашной с неприятелями, переживает самый что ни на есть экзистенциальный кризис.

Она потеряла в этой войне обоих родителей, и теперь ее терзают скорбь, вина и ночные кошмары. В связи с этим всем, она не видит себя в роли потенциального низвергателя Джанин и освободителя порабощенного народа. Ее слезные сомнения несколько утомительны, потому что Швентке, как и Бергер в «Дивергенте», не стесняется злоупотреблять крупными планами Вудли (ну еще бы – там такие глаза, такие ресницы!). К актрисе нет претензий: она убедительно играет девушку одновременно уязвимую и стойкую. Однако большинство других актеров в фильме изображает персонажей до обидного одномерных – даже двукратная оскаровская номинантка Наоми Уоттс, играющая мать Фора в непривычном для себя образе брюнетки.

Психологические проблемы Трис получили в кадре довольно-таки буквальное воплощение, когда в ходе одного из сеансов симуляции героине приходится драться с самой собой. Именно в подобных сценах Швентке и оператор Флориан Боллхаус выкатывают тяжелую артиллерию в виде компьютерных эффектов, создавая выдающиеся галлюциногенные полотна: от психоделических абстрактных пятен до горящего дома, летающего над разрушенным городом. Только эти сцены оправдывают использование в фильме 3D.

«Дивергент, глава 2: Инсургент» / США, 2015 г., 119 мин. Режиссер: Роберт Швентке. В ролях: Шэйлин Вудли, Тео Джеймс, Кейт Уинслет, Джай Кортни, Зои Кравиц, Ансел Элгорт, Майлз Теллер, Наоми Уоттс, Октавия Спенсер, Рэй Стивенсон, Эшли Джадд. В прокате с 19 марта («Централ Партнершип»).

Читать далее: «Дивергент, глава 2: Инсургент». Культурная революция

Материалы по теме

  • Джокер Хита Леджера был вдохновлен Томом Уэйтсом?

    30 июля 2012 / Денис Данилов

    Оскароносная игра Хита Леджера в образе Джокера в «Темном Рыцаре» была гениальной работой, но не была ли часть этой гениальности основана на голосе рок-иконы?

    Комментировать
  • Эмоциональное путешествие Супермена в трейлере «Человека из стали»

    11 декабря 2012 / Денис Данилов

    Перезагрузка самого главного супергероя в мире – погружение в персонаж с серьезностью Кристофера Нолана.

    Комментировать
  • В Грузии сняли фильм о геях

    29 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    17 мая в Тбилиси должна выйти первая — не исключено, что и последняя — грузинская картина о гомосексуалистах. Защитники традиционных ценностей готовятся сорвать премьеру.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора