Рецензия: «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Руни Марой

Рецензия: «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Руни Марой
Кадр из фильма "Кэрол"

Нью-Йорк начала 1950-х, полный надежд и сигаретного дыма. Терез Белливет, юная продавщица отдела игрушек тоскует в предрождественской суете. Под Рождество все ждут чуда, и оно происходит. К прилавку подходит очередной покупатель — и продавщица влюбляется с первого взгляда. Неудобная, неправильная любовь: этот человек гораздо старше ее, принадлежит к другому социальному кругу, обременен семьей и как раз проходит через бракоразводный процесс. А еще — это женщина.

«Кэрол» — экранизация культового романа Патриции Хайсмит «Цена соли». Романа о любви, свободе и неизбежности выбора. Книга, как и фильм, не о том, как общество воспринимает лесбийскую любовь, а о самой любви — настоящей и горькой. О том, как два человека, чувствующие себя чужими в этом мире, в этом обществе, в этом времени, могут разглядеть друг друга в толпе.

Патриция Хайсмит, известная своими мрачными психологическими детективами, опубликовала «Цену соли» под псевдонимом в 1952 году, еще до прославленного «Талантливого мистера Рипли». И эта книга стала первым американским романом о лесбийской любви, где герои не сводили счеты с жизнью из-за своей сексуальной ориентации.

Режиссера Тодда Хейнса привлекло то, что герои ведут себя, как в детективе, а сама их любовь похожа на преступление. И не только потому, что они встретились в чопорном Нью-Йорке 1950-х. Просто любовь всегда сродни преступлению: подобно злоумышленнику, который планирует пути отхода, надеясь, что его не поймают, влюбленные пытаются предугадать реакцию партнера и понять, что делать дальше.

Все фильмы Хейнса — o людях, которые не знают, на что способны и что с ними будет. Зритель невольно чувствует себя их сообщником. Персонажи его лучших картин, похожие на заводных кукол, пытаются справиться с безжалостными человеческими эмоциями.

Самая известная драма режиссера «Вдали от рая» — о белой домохозяйке, которая влюбилась в 1950-е годы в черного садовника. Его ранний фильм «Спасение» — о растущей паранойе. «Меня там нет» — о разных и одинаково ненастоящих личинах Боба Дилана (звезда «Кэрол» Кейт Бланшетт играла одну из его ипостасей).

К киноклассике Хейнс всегда относился как к лучшим декорациям. «Вдали от рая» дышал картинами Дугласа Серка. В рок-калейдоскопе «Меня там нет» мелькали нуары и Годары. «Кэрол», на первый взгляд, строится в точности как мелодрама 1945 года — «Короткая встреча» Дэвида Лина, один из самых печальных и романтических фильмов о любви.

Обе ленты начинаются со встречи двоих влюбленных в кафе и ею же заканчиваются. Даже жест прощания в «Кэрол» тот же, что и в «Короткой встрече». Кажется, что Хейнс, как и в своих предыдущих работах, помещает персонажей в атмосферу классических фильмов и смотрит, как они плавятся от реальных чувств, невозможных в том, ушедшем кинематографе.

Однако «Кэрол» не выглядит ни стилизацией, ни ностальгическим путешествием по мировому кино. В фильме ищет — и находит себя — реальный Нью-Йорк 1950-х, город с фотографий Сола Лейтера или Вивиан Майер, город, который еще не знает, на что он способен. Неслучайны и номинации на «Оскар» за костюмы и лучшую операторскую работу.
И конечно, за женские роли. Кейт Бланшетт и Руни Мара — пожалуй, самая яркая экранная пара года. В сияющую, парящую над миром, но одновременно сломленную
светскую львицу Бланшетт невозможно не влюбиться. Руни Мара оказывается для нее идеальной партнершей. Их героини отражаются друг в друге, не теряя себя.

Хейнс сделал почти невозможное: стряхнул с любовной драмы нафталиновую пыль. В «Кэрол» нет ни вызова, ни феминистского задора, ни социальных заявлений. Есть лишь две женщины друг напротив друга. Одна, в дешевом красном рождественском колпаке, никогда не говорит «нет». Другая, в элегантной красной шляпке, всегда получает то, что хочет. И обе еще ничего о себе не знают.

«Кэрол» (Carol) / Великобритания-США, 2015 г., 108 мин. Режиссер: Тодд Хейнс. В ролях: Кейт Бланшетт, Руни Мара, Кайл Чандлер, Джейк Лэси, Сара Полсон, Джон Магаро, Кори Майкл Смит, Кевин Краули, Ник Паич, Кэрри Браунштейн. В прокате с 10 марта ( «Артхаус»)

Материалы по теме

  • Канны 2015: «Кэрол» Тодда Хейнса и «Мой король» Майвенн в дневниках Камилы Маманадзарбековой

    18 мая 2015

    Эмансипация США пятидесятых странным образом рифмуется сталкивается с «майвенсипацией» нынешней Франции.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Руни Марой

    10 сентября 2015 / Редакция THR Russia

    Игрушечный паровозик, любовные признания, семейные проблемы и лесбийские отношения — в мелодраме Тодда Хейнса.

    Комментировать
  • Оскар 2016: Сцены, за которые артисты получили номинации на премию

    26 февраля 2016 / Редакция THR Russia

    Сражающийся с медведем ДиКаприо и охваченная ревностью Шарлотта Рэмплинг - THR отобрал самые лучшие сцены с исполнителями главных и второстепенных ролей.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus