Рецензия: «Левиафан» Андрея Звягинцева

Рецензия: «Левиафан» Андрея Звягинцева
Кадр из фильма «Левиафан»

Этот материал был опубликован в февральском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

«Левиафан» многотонален. Он начинается как сатирическая и горькая повесть Андрея Платонова, постепенно мутирует в новеллу Генриха фон Клейста (читавшие «Михаэля Кольхааса» подумают, что смотрят вольную экранизацию), после — в липкий кошмар Франца Кафки, но заканчивается все-таки русской беспросветностью.

Вот жил человек в забытом Богом месте (Алексей Серебряков). Мастер на все руки, хотя жизнь свою толком не устроил. Но у него есть сын от первого брака, молодая жена-красавица (Елена Лядова) и отстроенный еще дедом дом. Последний порядком обветшал, но все равно — не чета хрущевским коробкам.

Эту идиллию за полярным кругом нарушает явление местного мэра (Роман Мадянов). Он, понятное дело, мерзавец, бандит и коррупционер. Зачем ему этот кусок земли на отшибе, понять сложно. Но ясно одно — вцепившись, как клещ, он его уже не отдаст. На подмогу приезжает приятель-юрист из Москвы, имеющий достаточно компромата на чиновничью сволочь, чтобы «потянуть его за Фаберже». Но столичный пижон, машущий файлами перед носом, мэра не впечатляет — хотя буйные 1990-е остались далеко позади, власть имущий привык разруливать дела по старинке. И это — только начало трагедии. Как намекает название фильма, главного героя ждут бедствия вселенского масштаба.

Специалистом по адаптации библейских тем Андрей Звягинцев был признан сразу после выхода его первых картин — «Возвращения» и «Изгнания». Сняв «Елену», Звягинцев развернулся на 180 градусов, разменяв «вечные» темы на социальный анализ современности. «Левиафан» — фильм, который сводит воедино стиль всех его предыдущих лент.

С одной стороны, это безжалостный социальный и политический комментарий, практически приговор современной России. С другой — сохранилась присущая его картинам экспортная метафоричность, и отшлифованные волнами кости Левиафана, выброшенные на берег, — лучшее тому доказательство.

От «русской духовности», что бы под этим ни подразумевалось, не осталось и следа. В своем новом фильме Звягинцев солидарен с Владимиром Сорокиным, который в одном из интервью как-то заметил: водка и снег — вот и вся ваша душа. К «Левиафану», конечно, можно предъявить обоснованные претензии. Лубочные картины жизни в русской глубинке, где водяру безостановочно хлещут стаканами, менты — продажные, чиновники — коррумпированные, а священники — лицемеры, выглядят как пастиш на русское кино последних лет (вспоминаются Сергей Лозница, Алексей Балабанов, Борис Хлебников и все-все-все).

Карикатурность персонажей режет глаз, но очевидно и то, что это сознательный режиссерский ход. Звягинцев снимает политическую притчу и действует намеренно грубо, будто следует заветам Сергея Эйзенштейна: «Не киноглаз нам нужен, а кинокулак». И кулак, кстати, достиг своей цели: ситуация вокруг проката картины в России — лучшее тому доказательство.

В то же время фильм вызывает у зрителя шизофреническое ощущение. «Левиафан» пропитан яростью против текущего положения вещей и вконец зарвавшейся власти на местах и прямо-таки взывает к активному действию. В то же время он утверждает бессилие и обреченность всякого сопротивления. Не важно, кто ты — механик, живущий на отшибе городка, или самоуверенный и щеголеватый столичный юрист: стоит тебе встать против власти, и будешь мигом укатан в асфальт.

Но ужас состоит вовсе не в том, что власть — это чудовищный монстр, тяжелый и неподъемный, как туша выброшенного на берег кита. Вспомним обложку одноименной книги Томаса Гоббса, где Левиафан государства изображен состоящим из маленьких человеческих тел. Власть неявно влияет на наши повседневные дела и лишь иногда дает о себе знать смутными знаками — как морской гигант, которого героиня Елены Лядовой видит в бухте, осознавая свою обреченность.

В этом метафизический ужас и безысходность Левиафана — он нематериален и вечен. А менты, чиновники и церковники — лишь частная историческая форма.

Читать далее: Андрей Звягинцев: «Нужно успеть сделать то что необходимо»

«Левиафан» / «Двадцатый Век Фокс СнГ» / Россия, 2014 г., 141 мин. Режиссер: Андрей Звягинцев. В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Валерий Гришко, Сергей Бачурский, Платон Каменев. В прокате с 5 февраля («Двадцатый Век Фокс СНГ», «A Company»)

Материалы по теме

  • Саймон Пегг и Ник Фрост отправляются в загул по пабам в трейлере «Армагеддеца»

    08 мая 2013 / Илья Кувшинов

    Заключительный фильм трилогии Эдгара Райта, в которую входят «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые», выйдет в отечественный прокат 1 августа.

    Комментировать
  • Вин Дизель точно появится в «Стражах галактики»

    23 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Подтверждение этому появилось сначала у него в фейсбуке, а затем и на официальном сайте компании Marvel.

    Комментировать
  • Живая сталь

    13 февраля 2014 / Геннадий Устиян

    Фантастический боевик Пола Верховена о грозе всех преступников — суперполицейском из титановых сплавов — кажется сегодня даже актуальнее, чем 26 лет назад. Тема зыбкой границы между киборгом и человеком стала едва ли не главной в кинематографе эпохи высоких технологий. Ничуть не удивившись тому, что «РобоКопа» решили переснять, THR задумался, чего нам ждать от новой версии культового фильма.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора