Рецензия: «Маленький принц»

Рецензия: «Маленький принц»
Кадр из мультфильма "Маленький принц"

Дебютировавший в Каннах «Маленький принц» — это не только один из самых дорогих французских мультфильмов в истории (бюджет — в районе $80 млн), но и весьма амбициозная авантюра: задавшись целью сделать коммерчески успешный продукт, авторы картины не совсем справедливо обошлись с исходным материалом.

Лежащая в основе гениальная, не потерявшая актуальность книга Антуана де Сент-Экзюпери с легкой руки сценаристов Ирены Бригналл («Семейка монстров») и Боба Персичетти обжарена во фритюре и залита карамелью. Иными словами — осовременена и сдобрена изрядной порцией сентиментальности (видимо, для того, чтобы сделать более понятным для зрителя глубокий философский месседж произведения).

Впрочем, в том, что создатели этой версии расширили содержание «Маленького принца», нет ничего удивительного. Оригинальное произведение — это тоненькая книжка, которую можно за один, максимум за два вечера прочесть перед сном ребенку. В адаптациях для театральной сцены и для экрана хронометраж знаменитой сказки Сент-Экзюпери  увеличивали всегда — и как правило, за счет песен. В мюзикл «Маленького принца», например, превратил режиссер Стенли Донен. В 1974 году он выпустил фильм, ставший одной из самых известных киноверсий произведения (роль Змеи там исполняет режиссер «Кабаре» Боб Фосси). Но авторы новой адаптации — в числе которых режиссер «Кунг-фу Панды» Марк Осборн — выбрали иной, более рискованный путь.

Они поместили историю в новые рамки: удивительные приключения инопланетного принца описывает в своей книге престарелый авиатор, озвученный Джеффом Бриджесом. Его первым и единственным читателем становится живущая по соседству 9-летняя девочка (Маккензи Фой), чья жизнь стараниями гиперзаботливой мамы (Рэйчел МакАдамс) расписана по минутам на годы вперед. Все сцены, которые происходят  в наше время, в «реальном» мире, созданы с помощью компьютерной анимации. Особенности этой техники налицо: подчеркнуто  «мультяшный» вид персонажей, огромные глаза, карикатурные выражения лиц, тщательная проработка света и тени. А вот история Маленького принца, чтобы зрителям было легче почувствовать разницу между двумя мирами, выполнена в контрастирующей технике стоп-моушен.

И эта часть фильма, за которую отвечал режиссер Джэми Калири, — само совершенство. Дело не только в том, что она безупречна с технической точки зрения, но и в том, что картинка получилась очень похожей на оригинальные  иллюстрации самого автора. По текстуре, по духу, по сути. Реалистичные красоты, созданные на компьютере, меркнут на фоне простенькой сцены, в которой хвост Лиса (Джеймс Франко) и шарф Маленького принца (Райли Осборн) синхронно развеваются на ветру. Этот визуальный образ выражает главную идею истории красноречивее, чем броские реплики, придуманные  сценаристами.

Главный недостаток фильма в том, что его создатели убеждены: публика не способна уловить смысл сказки без дополнительных разъяснений. То, что прочитывалось между строк, на экран выводится крупными буквами. Девочка не перестает задавать во- просы о том, как устроен мир Маленького принца, а авиатор вновь и вновь повторяет главное послание Сент-Экзюпери.

Но судя по тому, с каким успехом картина шагает по планете, зрители готовы простить ее авторам и дидактизм, и псевдолитературную сентиментальность.  Придираются лишь ярые поклонники «Маленького принца», остальные наслаждаются композициями Ханса Циммера («Король Лев») и Ричарда Харви («Лютер») и всматриваются в дизайн антиутопического пригорода, где живут девочка и авиатор. Там преобладают приглушенные оттенки серого, оливкового и коричневого, что заставляет вспомнить то «Шоу Трумана», то «Каникулы господина Юло».

Если же фрагменты, созданные с помощью техники стоп-моушен, покажутся кому- то из зрителей скучноватыми и недостаточно динамичными, то во время домашнего просмотра их легко можно промотать. Того, что останется, будет достаточно.

«Маленький принц» (The Little Prince) / Франция, 2015 г., 108 мин. Режиссер: Марк Осборн. В ролях: Рэйчел МакАдамс, Бенисио Дель Торо, Джеймс Франко, Марион Котийяр, Пол Радд, Маккензи Фой, Джефф Бриджес, Пол Джаматти, Венсан Кассель, Рики Джервэйс. В прокате с 24 декабря («Вольга»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus