Конкурсная лента Маттео Гароне рассказывает о рыбаке, мечтающем прославиться в реалити-шоу.
Безумная одержимость славой оказывает разрушительный эффект на несчастного торговца рыбой из Неаполя в картине Маттео Гароне«Реалити», разочаровывающе банальной работе, последовавшей за жестокой криминальной драмой «Гоморра», взявшей в Каннах Гран-при.
Наполовину комедия, наполовину драма, фильм отчаянно пытается обрести голос среди обилия персонажей и неторопливого сюжета, отсылающего к Феллини и итальянскому неореализму, но оставляющего послевкусие сильно перепеченной пиццы. Все могло бы быть смешнее, хотя атмосферный местечковый китч и вызывает пару улыбок, предлагая зрителям непринужденное зрелище, вполне соответствующее приморской премьере.
Фильм мог бы апеллировать к не-итальянцам, счетшим «Гоморру» слишком двусмысленной и суетливой, чтобы быть понятой – здесь же, напротив, каждая идея лежит на поверхности и часто раздута. Используя свое остроумие, чтобы вырваться из окружающей нищеты, герои иллюстрируют классическое неаполитанское «искусство получения выгоды». Лучано (Аньелло Арена, восхваляемый театральный актер) владеет процветающей рыбной лавкой в сердце старого города, но для увеличения прибыли жульничает на стороне со своей женой Марией (Лоредана Симиоли), продавая кухонных «роботов» местным домохозяйкам, а затем починяя их за деньги.
Актерский дар Лучано проявляется во вступительной свадебной сцене, торжестве китча, в которой молодожены прибывают в фальшивый барочный ресторан в золотой карете, запряженной белыми лошадьми. На потеху своим жене и детям, Лучано приглашен развлечь компанию разодетым, как трансвестит. На богатом торжестве должна появиться местная знаменитость Энцо (Раффаэле Ферранте), которого доставит вертолет. Позднее он сыграет важную роль, помогая Лучано в пробах в итальянскую версию «Большого брата» в супермаркете.
То, что начиналось как игра, принимает серьезный оборот, когда Лучано приглашают в Рим. Все семейство сопровождает его на «Синечитту», где сотни разодетых и раздетых страждущих ждут своего шанса. Убежденный, что он произвел впечатление на кастинг-директоров, Лучано возвращается в Неаполь полностью одержимым реалити-шоу и неспособным отделить фантазию от реальности. К ужасу своей семьи, он покупается на идею, что все возможно в волшебном мире телевидения. Убежденный, что могущественная телесеть отправила агентов для слежки за ним, чтобы оценить каждый его шаг, прежде чем заключить контракт, он слетает с катушек во всех смыслах.
С необычным лицом и наивной улыбкой, напоминающими молодую живую копию неаполитанского актера Тото, Арена – довольно приятный провожатый сквозь окружающий социальный слой. Выставленные исключительно в сатирическом ключе его близкие вряд ли поддаются описанию помимо своих физических характеристик – невероятно толстые, шумные и отчаянно жестикулирующие. Дяди, тети, кузены решены исключительно прямолинейно. Только Мария в теплом исполнении Симиоли олицетворяет женскую силу и уверенность. В роли набожного коллеги Лучано Микеле ветеран экрана Нандо Паоне пытается наставить его на путь истинный христианской добротой и повторной поездкой в Рим, на этот раз ряди паломничества Страстной пятницы к освещенному факелами Колизею. Но Лучано ускользает от него, отправляясь в царство собственных грез, забывая обо всем на свете, как счастливый ребенок.
Может, фильм стоило бы трактовать метафорой упадка самой итальянской киноиндустрии, во всеобщем представлении погрязшей в вульгарных телепередачах и больше не способной наладить связь с какой бы то ни было реальностью. В таком случае тут можно обнаружить интересную отсылку к антителевизионной критике феллиниевских «Джинджер и Фред», и, может, даже эхо Анны Маньяни, пробивающейся сквозь толпу на пробы своей дочери в «Самой красивой»Висконти. Но очевидно, что сегодняшняя действительность зашла значительно дальше всего этого. Ничто в фильме не способно взять ту же фальшивую ноту, что удалась нескольким видеокадрам с пьянствующими в постели людьми, снятыми для «Большого брата».
Художник по костюмам Маурицио Милленотти, знаменитый по работам с Феллини, дает волю своей фантазии в сценах свадьбы и танцев. От сказочного венчания до задворок «Синечитты» и ветшающего благородства древних строений Неаполя, Гароне и художник-постановщик Паоло Бонфини создают удивительный ландфашт для приземленных персонажей, красочно снятых Марко Онорато.
Режиссерское кресло занял Джон Уэллс. Сюжет картины вертится вокруг некогда знаменитого повара, чей скверный характер положил конец его кулинарной карьере.