Рецензия: «Превосходство»

Рецензия: «Превосходство»
Кадр фильма «Превосходство»

Крайне амбициозный проект Warner Bros., хотя и обошелся студии в $100 млн, не совсем соответствует устоявшимся представлениям о голливудской продукции для широких масс. Главная приманка — участие Джонни Деппа — поначалу привлечет к фильму немало зрителей, но уже на второй неделе проката всем станет ясно: «Превосходство» — продукт для требовательной, эрудированной публики. Ради философских размышлений о том, что ждет человечество, если наделенные искусственным интеллектом машины начнут конкурировать с людьми, любителей попкорна в кино не затащишь.

Фильмы о роботах, умных компьютерах и супермашинах уже давно не приводят зрителей в восхищенный ступор. Их снимают со времен немого кино: трогательная драма Спайка Джонса «Она», заработавшая «Оскар» за лучший сценарий, — лишь одна из свежих работ на тему. Но в отличие от большинства подобных историй, затрагивающих способность роботов перенимать эмоции и чуткость у homo sapiens, «Превосходство» заходит гораздо дальше. Этот фильм — еще и о границах человеческой эволюции. О том, способны ли люди позаимствовать у роботов их бессмертную оболочку.

В ближайшем будущем, которое рисует в картине сценарист-дебютант Джек Паглен, жизнь немыслима без технологий (как, впрочем, и в наши дни). Нейробиолог Макс Уотерс (Пол Беттани), он же рассказчик, с сожалением признает, что без Интернета «чувствует себя не в своей тарелке». Он работает бок о бок с героиней Ребекки Холл Эвелин и ее мужем, гениальным доктором Уиллом Кастером (Депп), который стоит на пороге создания суперкомпьютера — машины, наделенной и чувствами, и интеллектом всех когда-либо живших людей.

Трио ученых пытается всех заверить, что это творение пойдет только во благо, однако противники научно-технического прогресса пропускают их слова мимо ушей. Тем более что на презентации Уилл открыто бросает им вызов. На вопрос: «Не хотите ли вы создать своего Бога?» — гений небрежно отвечает: «Разве люди не этим занимались всегда?» И подписывает самому себе смертный приговор.

В этот же день он будет застрелен одним из членов экстремистской группы, именуемой RIFT, которая выдвигает слоганы наподобие «Эволюция без технологий» и «Пора выдернуть вилку из розетки». Но, лишившись своей телесной оболочки, герой не умрет, а переселится в киберпространство, открывая человеку дорогу к бессмертию.

Воскресший Уилл существует только в виде цифрового компьютерного изображения. Привычного Джонни Деппа мы видим лишь первые полчаса, поэтому та же Ребекка Холл, героиня которой остается в обычной реальности, смотрится в фильме более выигрышно, чем ее экранный супруг.

Виртуальность Деппа влияет и на общее впечатление от картинки. Обязательные для блокбастера экшен-сцены и спецэффекты выглядят несколько странно, а кадры, достойные фильма в формате IMAX, можно буквально пересчитать по пальцам. И это притом что Уолли Пфистер лучше кого бы то ни было знает, как сделать яркий, незабываемый визуальный ряд. Но режиссер, видимо, несколько не рассчитал свои силы, избрав для дебюта историю слишком спорную, яркую и многогранную.

Удовлетворение от картины отходит на второй план при мысли о почти безграничном потенциале сюжета, о том, чего режиссеру так и не удалось достичь. Правда, от масштабного студийного проекта, возможно, и не стоило ждать ничего другого. Вывод? Чтобы сделать сложный и смелый фильм, который апеллирует к интеллекту публики, нужно снимать как создатель прошлогодней «Примеси» Шэйн Кэррат. Независимо и за гроши.

Превосходство (Transcendence) /Великобритания, Китай, США, 119 мин. Режиссер: Уолли Пфистер / В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мерфи, Кейт Мара, Коул Хаузер, Морган Фриман, Клифтон Коллинз-мл., Кори Хардрикт, Фальк Хеншел. В прокате с 10 июля («West»)

Материалы по теме

  • Первый день «Кинотавра» в фотографиях

    04 июня 2012 / Редакция THR Russia

    Главными событиями первого дня фестиваля стали церемония открытия и показ конкурсной картины Бориса Хлебникова. День завершился торжественным приемом на пляже.

    Комментировать
  • Таисия Игуменцева и Максим Виторган о трагикомедии «Отдать концы»: «У нас нашлось место даже Джордано Бруно»

    08 марта 2013 / Илья Кувшинов

    Полнометражный дебют обладательницы приза «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля расскажет о жителях небольшой деревни, которые готовятся встретить конец света.

    Комментировать
  • Владимир Вдовиченков сыграл в короткометражке «Пробуждение»

    04 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Съемочный процесс возглавил Константин Тищенко, работавший вместе с актером над «Левиафаном» Андрея Звягинцева.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus