Рецензия: «Страна ОЗ» Василия Сигарева

Рецензия: «Страна ОЗ» Василия Сигарева
Кадр из фильма "Страна ОЗ"

Семейный дуэт Василия Сигарева и Яны Трояновой — хрестоматийный пример бескомпромиссной борьбы художника за право на самовыражение. Из своей крайней маргинальности, обособленности, поперечного движения  будничному течению жизни оба — и режиссер, и актриса — высекают достаточно энергии, чтобы устроить в кинозале ядерный взрыв. Но если раньше, в жанре драмы, они расщепляли на атомы самих себя и умирали на экране вместе с героями, то теперь, вдруг сняв комедию, обрели легкость и даже виртуозность.

Юмор «Страны ОЗ» такой же безудержный, как отчаяние в их предыдущих работах — «Волчке» или «Жить». Однако, смеясь, Сигарев не сталкивает зрителей со своими героями — и уж точно не разбивает их лбы друг об друга, — а налаживает связь. Держит дистанцию. Впускает воздух. Дает пространство для маневра и время разглядеть в этом калейдоскопе безумцев себя самого. Натягивает вместо киноэкрана зеркало, а не вставляет, как прежде, его осколок прямо под ребро.

Когда-то открыв Троянову как актрису на разрыв аорты, Сигарев решил придумать для нее нечто совершенно новое. Ее героиня, Лена Шабадинова, в своих дутых черных сапожках и курточке с капюшоном на меху — чистый одуванчик. Невинный и беззлобный. И практически бессловесный.

Оставив позади родные Малые Ляли, она оказалась в Екатеринбурге в канун Нового года. Лена всего-то- навсего хочет добраться до ларька «Пиво, соки, воды», куда буквально вчера устроилась продавщицей. Но все нормальные люди уже давно месят салаты дома, город практически пуст, по улицам бродят лишь ненормальные (а самые-самые из них поджидают в ларьке). Они-то и встают на пути Лены, делая ее путь извилистым, а одиссею — все более дикой и занимательной. Здесь все не слава богу. Если перелом,  то обязательно копчика. Если ушиб, то головы. Страна, которая постоянно ищет приключения на пятую точку, чтобы потом мучиться от боли в первой. Если задуматься, что может быть точнее?

За экстремальность формы, не считая мимолетной и молчаливой роли Евгения Цыганова, у Сигарева на этот раз отвечает самое мощное оружие — русский язык. Ладно Александр Баширов, привычно играющий доморощенного мыслителя, который способен превратить в философское озарение, затем оформленное в монолог, все что угодно, включая продукты собственной жизнедеятельности. Но в «Стране ОЗ» даже Инна Чурикова, рассуждающая на кухне о разнице между проститутками по жизни и по нужде, выглядит не народной артисткой, которая исполняет праздничное камео, а персонажем современной пьесы. Правда, смех здесь — не от комедии положений, а от узнавания ситуации. Довольно нервный смех. При этом, купаясь в сатире, Сигарев льет на нашу жизнь — нет, не помои, — он обрушивает на нее ледяной душ. Предварительно подержав всех нас в бане — в раскаленном добела жерле этого новогоднего вулкана.

Тем временем Шабадинова остается все тем же одуванчиком и в объятиях либерала-эротомана, и на балконе у громил-патриотов, и в одной камере со Снегурочками легкого поведения. Если раньше героини Трояновой врывались в реальность, взрывая ее изнутри, то теперь она, будто бы камертон, выявляет в окружающих их нутряное. По сути, повторяя опыт Марины Абрамович — художника, автора радикальных перформансов.

Во время одного из них она молча сидела на стуле, позволяя зрителям делать с собой все, что захочется. Начиная с невинных шуточек, они переходили к открытой агрессии, пытаясь вывести художницу из состояния равновесия. Так и Лена Шабадинова своей чистотой буквально приводит реальность в ярость.

И реальность снова и снова испытывает ее на прочность. Но не забывайте, что все это хоть и взрослая, но сказка. А что бывает с хорошими девочками в сказках под Новый год? Правильно, к ним приходит Дед Мороз. Пусть лысый и с не очень густой бородой, но с песней и большим сердцем.

«Страна ОЗ» / Россия, 2015 г., 95 мин. Режиссер: Василий Сигарев. В ролях: Яна Троянова, Гоша Куценко, Андрей Ильенков, Александр Баширов, Евгений Цыганов, Владимир Симонов, Инна Чурикова, Светлана Камынина, Юлия Снигирь, Алиса Хазанова. В прокате с 3 декабря («Парадиз»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus