- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Унижение» с Алем ПачиноРецензия: «Унижение» с Алем Пачино
Ксения РождественскаяФильм по роману Филипа Рота, в котором Аль Пачино превратился в бесталанного актера на грани нервного срыва.
Этот материал был опубликован в февральском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Мир — да, да, мы знаем — театр, а люди в нем вечно выдают себя за кого-то другого. Вот и Аль Пачино притворяется в «Унижении» 66-летним бродвейским актером Саймоном Экслером, который, слегка устав то ли от театра, то ли от жизни, то ли от себя самого, на шекспировской комедии «Как вам это понравится» вдруг ныряет со сцены в зал — почти как рок-музыкант.
Только, разумеется, хуже. С разбитым лицом он оказывается в больнице, потом — в лечебнице для невротиков, где уверяет их, что растерял все свое мастерство.
С выходом на экраны «Унижению» Барри Левинсона явно не повезло. Его прокат начинается почти одновременно с «Бердменом» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, а эти два фильма так точно рифмуются, что иногда кажутся кривыми двойниками, экранизациями одной фобии: страха актерской смерти.
«Бердмен» громче и наглее, зато в «Унижении» тихо смеется сам Аль Пачино. Иньярриту рассказывает о бродвейском театре как об очередном испытании для супергероя, Левинсон — о Бродвее как о теме беседы с психоаналитиком. «Простите, доктор, мне все время снится кошмар: что однажды я не смогу зайти в театр со служебного входа, а через парадный — меня не пустят, потому что не узнают во мне великого Саймона Экслера. Я и сам все реже узнаю в себе этого человека».
Американский «классик среднего класса» Филип Рот — своеобразный Вуди Аллен от литературы, писатель в вечном миллиметре от Нобелевской премии — роман за романом исследует свои страхи. В книге, которая легла в основу «Унижения», герой получает возможность вновь ощутить сокрушительные эмоции, почувствовать себя живым и талантливым благодаря неожиданной и слегка комичной любви.
Аль Пачино способен сыграть что угодно, но не в силах достоверно перевоплотиться в бесталанного, разочаровавшегося в жизни актера. Поэтому в фильме интрижка, как и вообще все, что происходит с его героем, кажется просто выдумкой, болезнью Альцгеймера, фарсом.
Укол лошадиного транквилизатора, юная возлюбленная (превосходная Грета Гервиг), явление чернокожего трансгендера в ночном саду, безумная баба, путающая актера и его роль, — Аль Пачино уверенно проводит своего героя через все эти фантазмы, почти не удивляясь, не вдаваясь в подробности, как будто ведет экскурсию не по легкому безумию, а по шекспировским местам.
В каком-то смысле «Унижение» — горб документального фильма «В поисках Ричарда», снятого самим Аль Пачино. В нем актер пытался проникнуть в характер шекспировского Ричарда III, оставаясь при этом самим собой. Режиссер Барри Левинсон называет его хамелеоном. Сомнений в этом нет, но справедливо и другое: Пачино всегда остается собой, кем бы ни был на сцене, — у шекспировского горбуна те же проблемы, что у «доктора Смерть» («Вы не знаете Джека») или у актера на грани нервного срыва.
Левинсон, автор «Человека дождя» и политического фарса «Плутовство», по которому давно живет весь мир, умеет говорить тихие вещи о страшном и называть все это комедией. Барри, Аль Пачино и сценаристы Бак Генри («Выпускник») и Михал Зебеде переписали роман Филипа Рота так, что теперь он рассказывает не о жизни и страхах стареющего актера, а о том, как нужно «держать лицо», когда на тебя наваливается весь этот мир.
Иногда не получается, пьеса не складывается, фильм пробуксовывает, мечты заводят слишком далеко. И все-таки разговаривать с галлюцинациями, своими надеждами и собственным отражением нужно предельно вежливо. Потому что «тебе 66, потом будет 67, и это никогда не останавливается». Если не остановить специально.
И конечно, никакого унижения в этом нет. Остается только смириться.
«Унижение» (The Humbling) / США, 2014 г., / Режиссер: Барри Левинсон / В ролях: Аль Пачино, Грета Гервиг, Дайэнн Уист, Дэн Хедайя, Кира Седжвик, Дилан Бейкер, Чарльз Гродин, Нина Арианда, Виктор Круз, Мария Ди Анджелис. В прокате с 19 февраля (A-One Films)
Читать далее: Аль Пачино: «Физически уже трудновато. Но эмоционально я в полном порядке».
Материалы по теме
Марк Уэбб поставит триквел «Нового Человека-паука»
26 февраля 2014 / Редакция THR RussiaОчевидно, студия Sony довольна тем, что режиссер делает с франшизой, поэтому рекрутировала его для третьего фильма.
КомментироватьЭдгар Райт больше не будет работать над «Человеком-муравьем»
24 мая 2014 / Редакция THR RussiaПричиной отказа режиссера от проекта стали «творческие разногласия» со студией Marvel.
Джессика Честейн: «Я лучше моих героинь»
09 ноября 2014 / Марина ОчаковскаяВосхождение Джессики Честейн к славе было поздним, но стремительным. В отличие от рано увядающих голливудских старлеток свою первую серьезную роль в кино она сыграла после тридцати. А уже в 35, когда на экраны вышла картина «Цель номер один», Джессику захлестнула всенародная слава. Встретившись с Честейн перед выходом «Интерстеллара», корреспондент THR с удивлением узнал о ее любви к марвеловским комиксам и «Индиане Джонсу».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: