Рецензия: «В тихом омуте» Бруно Дюмона

Рецензия: «В тихом омуте» Бруно Дюмона
Кадр из фильма "В тихом омуте"

Зал не аплодировал. Когда закончился показ, зрители Московского кинофестиваля пожали плечами, встали и, едва слышно перешептываясь, вышли из зала. Что это было? Российское название фильма известного человеконенавистника Бруно Дюмона «В тихом омуте» требует логического продолжения — «…черти водятся». Благо карикатурных чертей и демонов у главных героев картины (вне зависимости от их социальной принадлежности) хватает.

1910 год, север Франции, прекрасная эпоха. Семейка дегенеративных аристократов Ван Петегемов приезжает в свою «египетскую» виллу на побережье Атлантики, отдохнуть на природе. По соседству с ними проживают Брефоры — рыбаки-каннибалы, поедающие туристов-буржуев, исчезновение которых расследует пара комичных полицейских.

Французское название фильма «Ma Loute» носит имя или скорее прозвище главного героя, старшего сына Брефоров (Брандон Лавьевиль) — долговязого, прыщавого парня с повадками волка-оборотня. «Что значит «Ма Лют»?» — спрашивает у него Од Ван Петегем (Жюльет Бинош). «Не знаю, мадам», — отвечает он.

Да это и не важно: в фильме все условно и поверхностно, все жанры смешаны, перекручены и вывернуты наизнанку. Единственное, на что стоит обратить внимание, это на женскую коннотацию его имени: «ма» — это женский род прилагательного «моя».

Гендерные стереотипы, мифы и сюжетные клише, как и все существующие стереотипы современного человеческого общества, ломаются Дюмоном — мастером формальности и воинствующего материализма — с особой жестокостью. Прибегнув к помощи жестокой сатиры и карикатурной буффонады, он размазывает по стенке все существующие социальные классы, не пощадив ни один.

Дюмоновские Ромео и Джульетта, влюбленная пара в центре истории, призванная спасти этот падший мир, оказывается фикцией: Ма Лют влюбляется в Билли (Раф), младшую дочь Ван Петегемов, не подозревая, что это переодетый мальчик. Но стереотипы берут свое — в этом мире люди одного пола не могут любить друг друга.

Расследование, бессмысленное и бесполезное, ведомое двумя полицейскими Машан и Мафуа, пародирует комиков раннего немого кино — Лорела и Харди, Бастера Китона, а также ранние кинематографические опыты сюрреалистов и дадаистов (например, драматурга и поэта Роже Витрака). Кровавый ужастик, аппетитное поедание детьми человеческих пальчиков, превращает ужасы в театр абсурда.

Классическая чеховская драма в стиле «Трех сестер» и «Вишневого сада» переигрывается четверкой прекрасных французских актеров — Фабрисом Лукини, Валерией Бруни-Тедески, Жюльет Бинош и Жан-Люком Винсентом — в пародию и провокацию, подобие бульварной комедии с извращенными откровениями, заламыванием рук и излишней экзальтацией.

Неслучайно Бруно Дюмон противопоставляет известных актеров в ролях аристократов актерам непрофессиональным в ролях пролетариев. Высший класс, богачи, звезды — всегда играют, они всегда на сцене. Простые люди смотрят на них зачарованно, со скрытой ненавистью, готовые при любой возможности ударить веслом по голове. Кто, как не французы, прародители революции, знают в этом толк.

Предыдущая работа Дюмона — мини-сериал «Малыш Кенкен», с успехом прошедший на телевидении и также являющийся фарсом и пародией полицейского расследования, — имеет одно главное преимущество: обаятельную пару главных героев-детей. В этой работе, представленной в конкурсе Каннского фестиваля, надежда теплится до последнего. Однако режиссер сознательно отказывает героям в человечности, а значит и всем нам.

Материалы по теме

  • Рецензия: «КЕ-ДЫ» Сергея Соловьева

    24 июня 2016 / Андрей Федоров

    Духовное продолжение «Ассы» — с новыми Банананом и Аликой, — в котором за музыку отвечает уже не Гребенщиков, а Баста.

    Комментировать
  • ММКФ-2016. Дневники фестиваля: монахи, каннибалы, врачи и госэкзамены

    30 июня 2016 / Дмитрий Карпюк

    Фестиваль завершился гротесковой притчей Николая Досталя, черной комедией Бруно Дюмона, совестливым детективом братьев Дарденн и тревожной драмой Кристиана Мунджиу.

    Комментировать
  • Летний кинотеатр МУЗЕОН представляет программу на эту неделю

    07 июля 2016 / Редакция THR Russia

    Зрителям покажут драму Бруно Дюмона, участвовавшую на ММКФ и Каннском кинофестивале, антиутопию Терри Гиллиама, оскаровскую работу Мэттью МакКонахи и Джареда Лето, а также анимацию о смысле жизни.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus