- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «В тихом омуте» Бруно ДюмонаРецензия: «В тихом омуте» Бруно Дюмона
Алиса АмбларФильм-участник ММКФ, в котором все жанры смешаны, перекручены и вывернуты наизнанку.Зал не аплодировал. Когда закончился показ, зрители Московского кинофестиваля пожали плечами, встали и, едва слышно перешептываясь, вышли из зала. Что это было? Российское название фильма известного человеконенавистника Бруно Дюмона «В тихом омуте» требует логического продолжения — «…черти водятся». Благо карикатурных чертей и демонов у главных героев картины (вне зависимости от их социальной принадлежности) хватает.
1910 год, север Франции, прекрасная эпоха. Семейка дегенеративных аристократов Ван Петегемов приезжает в свою «египетскую» виллу на побережье Атлантики, отдохнуть на природе. По соседству с ними проживают Брефоры — рыбаки-каннибалы, поедающие туристов-буржуев, исчезновение которых расследует пара комичных полицейских.
Французское название фильма «Ma Loute» носит имя или скорее прозвище главного героя, старшего сына Брефоров (Брандон Лавьевиль) — долговязого, прыщавого парня с повадками волка-оборотня. «Что значит «Ма Лют»?» — спрашивает у него Од Ван Петегем (Жюльет Бинош). «Не знаю, мадам», — отвечает он.
Да это и не важно: в фильме все условно и поверхностно, все жанры смешаны, перекручены и вывернуты наизнанку. Единственное, на что стоит обратить внимание, это на женскую коннотацию его имени: «ма» — это женский род прилагательного «моя».
Гендерные стереотипы, мифы и сюжетные клише, как и все существующие стереотипы современного человеческого общества, ломаются Дюмоном — мастером формальности и воинствующего материализма — с особой жестокостью. Прибегнув к помощи жестокой сатиры и карикатурной буффонады, он размазывает по стенке все существующие социальные классы, не пощадив ни один.
Дюмоновские Ромео и Джульетта, влюбленная пара в центре истории, призванная спасти этот падший мир, оказывается фикцией: Ма Лют влюбляется в Билли (Раф), младшую дочь Ван Петегемов, не подозревая, что это переодетый мальчик. Но стереотипы берут свое — в этом мире люди одного пола не могут любить друг друга.
Расследование, бессмысленное и бесполезное, ведомое двумя полицейскими Машан и Мафуа, пародирует комиков раннего немого кино — Лорела и Харди, Бастера Китона, а также ранние кинематографические опыты сюрреалистов и дадаистов (например, драматурга и поэта Роже Витрака). Кровавый ужастик, аппетитное поедание детьми человеческих пальчиков, превращает ужасы в театр абсурда.
Классическая чеховская драма в стиле «Трех сестер» и «Вишневого сада» переигрывается четверкой прекрасных французских актеров — Фабрисом Лукини, Валерией Бруни-Тедески, Жюльет Бинош и Жан-Люком Винсентом — в пародию и провокацию, подобие бульварной комедии с извращенными откровениями, заламыванием рук и излишней экзальтацией.
Неслучайно Бруно Дюмон противопоставляет известных актеров в ролях аристократов актерам непрофессиональным в ролях пролетариев. Высший класс, богачи, звезды — всегда играют, они всегда на сцене. Простые люди смотрят на них зачарованно, со скрытой ненавистью, готовые при любой возможности ударить веслом по голове. Кто, как не французы, прародители революции, знают в этом толк.
Предыдущая работа Дюмона — мини-сериал «Малыш Кенкен», с успехом прошедший на телевидении и также являющийся фарсом и пародией полицейского расследования, — имеет одно главное преимущество: обаятельную пару главных героев-детей. В этой работе, представленной в конкурсе Каннского фестиваля, надежда теплится до последнего. Однако режиссер сознательно отказывает героям в человечности, а значит и всем нам.
Материалы по теме
Церемония открытия ММКФ-2016. Прямая трансляция
23 июня 2016 / Редакция THR Russia23 июня стартовал 38-й Московский международный кинофестиваль. THR внимательно следил за церемонией в режиме реального времени.
КомментироватьММКФ 2016. Открытие lounge-пространства The Hollywood Reporter
27 июня 2016 / Редакция THR RussiaНа открытии присутствовали Ирина Мирошниченко, Евгения Брик, Калерия Кислова и другие гости.
ММКФ-2016. Дневники фестиваля: Марина Абрамович, двойник Рэдклиффа, Вигго Мортенсен, Гитлер и «Тони Эрдманн»
27 июня 2016 / Дмитрий КарпюкЗа несколько дней фестиваля THR удалось посмотреть несколько документальных фильмов, замечательный фильм из Канн, излишне трогательную мелодраму с Вигго Мортенсеном и трэш-экшн про бегство евреев из Вены 38-го года.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: