- Главная
- →
Кино- →
Ридли Скотт: «Я чувствовал себя капитаном спортивной команды»Ридли Скотт: «Я чувствовал себя капитаном спортивной команды»
Марина ОчаковскаяCамые волнующие страницы Ветхого Завета — история Моисея, который увел еврейских рабов из Египта, — получили новое кинопрочтение. С легкой руки Ридли Скотта на экраны выходит картина с библейским сюжетом «Исход: Цари и боги». Еще до начала проката стало понятно, что трактовка известного сюжета будет спорной и может привести к публичному скандалу. Подлил масла в огонь и сам режиссер: подбирая актеров на роли, он действовал как расист — о чем открыто заявил корреспонденту THR.
Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
— Библия всегда была одним из главных источников вдохновения — и для художников, и для писателей, и для кинематографистов. Но чем вас привлекла именно история Моисея?
— Масштабностью, характерами и потенциалом для создания ярких спецэффектов. На протяжении тысячелетий люди восхищались тем, как один гениальный человек собрал рабов, заразил их идеей свободы и повел через пустыню, превратив за 40 лет разрозненную массу людей в сплоченный народ.
— В какой степени вы доверяете библейскому описанию?
— Я не клирик, не исследователь Библии. Я работаю в той отрасли, которая развлекает людей, поэтому моим умозаключениям особо доверять не стоит. Тем более что к религии я отношусь с неким скепсисом и все подвергаю сомнению. Даже для библейских чудес я постарался найти рациональное объяснение — благо накопилось уже немало соответствующей литературы. Что же касается психологии и поступков героев, то как раз в этом мы старались следовать первоисточнику.
— Можно ли считать, что вы предлагаете модернизированную версию и самого события, и образа главного героя — Моисея?
— Модернизированную? Пожалуй, что да. Каждое прочтение, каждая интерпретация, пусть даже подсознательно, соотносит древние события с сегодняшним днем. Да, я хотел, чтобы эта история была рассказана доступным для современного зрителя языком и не противоречила его картине мира. В то же время я старался, чтобы она не выглядела переписанной и искаженной.
— Масштабность изображения поражает даже тех, кто восхищался организованным вами штурмом Иерусалима в картине «Царство небесное».
— У нас действительно получилось эпическое кинополотно: мы сделали около 1300 спецэффектов — это много, поверьте. Но за масштабностью я специально не гнался — масштабными оказались сами события, описанные в Ветхом Завете. Конечно, мы смогли показать их более объемно, чем Сесил ДеМилль в классической картине «Десять заповедей», посвященной Моисею. Но лишь потому, что с момента ее создания прошло почти 60 лет и наши технические возможности стали куда мощнее.
— Почему вы снимали картину в Испании, а не там, где происходили описанные события?
— В Испании я работал и прежде и глубоко уважаю испанских специалистов. У нас ведь одновременно снимались несколько тысяч человек, которых нужно было разместить, накормить, одеть и так далее. Я знал, что испанцы с этим справятся превосходно, и оказался прав. К тому же там было так же жарко, как в самой чертовой пустыне! (Смеется.) Никто не заметит подмены. Что же касается исторических мест, то там и сейчас неспокойно — за пять тысяч лет ничего не изменилось. Снимать в таких условиях было, мягко говоря, не совсем комфортно.
— Вас не смущает, что у фильма получилось такое длинное название? Сразу и не запомнишь. То ли дело «Гладиатор», «Чужой», «Прометей»…
— Полностью с вами согласен. Я бы предпочел назвать картину «Исходом», без лишних пояснений, но меня опередили — в 1960 году Отто Преминджер уже использовал этот заголовок, экранизировав роман Леона Юриса. Нам нужно было объяснить, что это не новая версия того «Исхода», а совершенно отдельный фильм.
— Как только лента была закончена, на вас посыпались упреки в политической некорректности: мол, аристократов у вас играют белые люди, а рабов — черные. Как будете оправдываться?
— А кто их видел, этих древних египтян? Фотографий они не оставили, а на цвет кожи тогда особого внимания не обращали. Но вы поймите: нам нужно было собрать под картину $200 млн! Под неизвестных африканских актеров такие деньги никто бы не дал, а под Кристиана Бэйла и Джоэла Эджертона, которые играют Моисея и Рамзеса, дали охотно, не сомневаясь, что их лица привлекут в кино зрителей.
— Как вам работалось на площадке с Кристианом Бэйлом? Судя по отзывам коллег, он довольно непростой человек.
— Мы давно хотели поработать друг с другом, перебирали разные варианты, пока оба не поняли: вот оно! Кристиан прочел Ветхий Завет трижды, пытаясь разобраться в характере Моисея. Трижды! Много ли найдется актеров, которые так вгрызаются хотя бы в сценарий? О первоисточнике я вообще молчу. У нас с Бэйлом не было ни одного конфликта. Дискутировали мы много и часто, но он никогда не пытался лишить меня последнего слова.
— Была ли актерам позволена импровизация?
— Конечно! Это мой принцип, который я исповедовал во всех проектах: я обязан дать актеру общую задачу, выслушать, как он будет ее решать, отмести то, что мне кажется неподходящим, и позволить дальше артисту импровизировать. Мне кажется, что и Кристиан, и Джоэл, и Сигурни Уивер, и Бен Кингсли замечательно справились с этой задачей.
— Долго репетировали перед съемками?
— У нас не было такой возможности. Каждый актер готовился самостоятельно. Мы не имели права медлить. Снимая «Исход», я чувствовал себя одновременно капитаном спортивной команды и полководцем. (Улыбается.) Я шел к победе, не имел права на ошибку и работал в режиме острой нехватки времени. Конечно, было тяжеловато. Но когда все закончилось и появилась возможность расслабиться, я почувствовал настоящий кайф. (Улыбается.)
— Судя по тому, что вы уже работаете над новой картиной, ваш отдых получился коротким.
— Я уже давно увлечен книгой Энди Уира «Марсианин», посвященной астронавту, который случайно остался на Марсе. Члены экипажа решили, что он погиб, и покинули планету. Но герой не только выжил, но и приспособился к одиночному пребыванию в экстремальных условиях. На главные роли я уже утвердил Мэтта Дэймона и Джессику Честейн.
— В вашей фильмографии уже есть две фантастические ленты — «Чужой» и «Прометей». Вас так интересуют путешествия на другие планеты?
— Меня интересует любая история, где может объемно проявиться человеческий характер. Не важно, что это: путешествие в космос, защита Иерусалима или исход евреев из Египта.
«Исход: Цари и боги» (Exodus: Gods and Kings) / Великобритания-США-Испания, 2014 г., 150 мин. Режиссер: Ридли Скотт. В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эджертон, Аарон Пол, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Индира Варма, Иман Эллиотт, Мария Вальверде, Джон Туртурро. В прокате с 1 января («Двадцатый Век Фокс СНГ»)
Материалы по теме
ММКФ 2014. Открытие lounge-пространства The Hollywood Reporter Russia. Фоторепортаж
23 июня 2014 / Редакция THR RussiaЛаунж The Hollywood Reporter, претендующий на официальное место встречи гостей и звезд фестиваля для общения в неофициальной обстановке, без которой фестивальная жизнь невообразима, открыл свои двери.
КомментироватьРецензия: «Дурак» Юрия Быкова
08 декабря 2014 / Ирина ЛюбарскаяВетхое общежитие и небезразличный сантехник в фильме-плакате, напоминающем гоголевского «Ревизора».
Съемки «Расставания в голубом» приостановлены из-за травмы Кристиана Бэйла
27 апреля 2015 / Редакция THR RussiaАктер, исполняющий в картине Джеймса Мэнголда главную роль, порвал связки колена.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: