Скелет в будке

Сегодня в Москве проходит премьера семейной драмы «Собачий рай» по сценарию Александра Адабашьяна об одержимости, страсти, советском прошлом и «скелетах в шкафу».
Фильм Анны Чернаковой и Александра Адабашьяна «Собачий рай» — явление в нашем кино необычное, поскольку эта серьезная и утонченно стилизованная картина рассчитана на семейный просмотр. Речь идет о репрессированной семье, которая из многолетней политической ссылки возвращается в родные места.
Реконструкция повседневной жизни московского двора середины 1950-х годов проведена с тонким эстетическим чутьем и знанием не только психологических, но и социокультурных реалий. Вместе с тем этот самый двор и эта квартира — своеобразный кукольный домик. Режиссер не скрывает, что речь идет об условном мире воспоминаний детства, где все проблемы и конфликты предстают в особом эмоциональном контексте и освещении.
В чутких женских руках молодого режиссера написанный десять лет назад сценарий Адабашьяна наконец обрел экранную жизнь. Название картине дает одержимость главного героя — мальчика, даже еще не подростка — любовью к своей собаке, которую взрослые оставили на Севере. И в течение всего фильма он ждет, когда же эта собака наконец приедет.
Его подруга — девочка из номенклатурной соседской семьи — помогает ему тайно готовить идеальное, пока пустое и заколоченное, помещение для собаки, куда дети втаскивают все предметы, которые, с их точки зрения, могли бы превратить собачью жизнь в рай на земле. Отсюда — очень важные для эмоционального климата картины комедийные элементы. Как у Хичкока, они оттеняют главное — семейные тайны («скелеты в шкафу») и мелодраматические коллизии, свидетелями и невольными участниками которых становятся юные герои.
В центре внимания зрителей всех возрастов оказываются наблюдения детей за отношениями взрослых, сложные переплетения прошлого и настоящего в судьбах нескольких семей, собранных вокруг этого типичного двора. Самые сильные в эмоциональном плане эпизоды фильма — всплески реализованных и нереализованных влечений, которые определили и определяют прошлое и настоящее детей, их родственников и соседей.
Глава семьи, которая оказывается в центре сюжета, — бабушка, властная и страстная, некогда разлучившая свою непутевую дочь с мужем и отобравшая ребенка, от имени которого ведется повествование. Теперь бывший (неизвестно, правда, насколько бывший) зять и отец живет по соседству, но реальные взаимоотношения тщательно скрываются от детей.
Александр Адабашьян, играющий эксцентричного деда, в самой манере исполнения, как и в стилистике сценария, подчеркивает условность социальных водоразделов и отношений между персонажами. Атмосфера ушедшего времени передана с филигранной тонкостью. Но проявляется это не столько в достоверной и детальной реконструкции, свойственной, скажем, недавно ушедшему из жизни Алексею Герману, сколько в изящной стилизации, где все коллизии предстают одновременно схематичными и трогательными.
И хотя отдельные эпизоды не всегда убедительны и финальная песня о прощании с любимым городом не совсем вписывается в сюжет, являясь, скорее, важным элементом ностальгии по советскому прошлому, картина в общем и целом удалась. А главное, она будет понятна и близка не только моим сверстникам, в эмоциональной памяти которых еще живо трагифарсовое советское прошлое, но и всем тем, для кого память предков — не только интеллектуальный концепт, но и вечно живое непосредственное переживание.
Материалы по теме
Эмми Россам и Олден Эренрайк представили «Прекрасные создания» в Москве
17 января 2013 / Денис ДаниловЗвезда телесериала «Бесстыдники» и актер копполовских «Тетро» и «Между» прибыли в Россию на закрытую премьеру фэнтези Ричарда ЛаГравенеса.
КомментироватьЭКСКЛЮЗИВ: Мишель Родригес о женских драках, гребле на байдарках и съемках шестого «Форсажа»
24 мая 2013 / Заира ОзоваВстреча с Мишель Родригес состоялась на студии «Лонгкросс», что к западу от Лондона, в самый разгар съемок шестого «Форсажа». Переступив порог своего трейлера, актриса плюхнулась на диван, раскинула руки-ноги и принялась отвечать на вопросы. При этом Мишель обращалась к корреспондентке THR не иначе как «чувак» и время от времени срывалась на заливистый громкий смех, который мог запросто докатиться до окраин столицы.
Колин Ферт: «Я десять лет работал как вол, но меня никто не замечал»
27 октября 2014 / Редакция THR RussiaКогда Колину Ферту предложили сыграть мистера Дарси — надменного аристократа из романа «Гордость и предубеждение», — его младший брат язвительно усмехнулся: «а разве Дарси не должен быть сексуальным?» Но после выхода сериала родственникам актера было уже не до смеха: в их семье появилась суперзвезда, которая следующие 20 лет будет сниматься с голливудскими дивами и обедать с членами королевской семьи. Изучив биографию обладателя всех главных кинонаград мира, THR решил, что в жизни он точь-в-точь как в кино.
