В поисках потерянного оргазма

В поисках потерянного оргазма

Первая часть «Нимфоманки» кончилась тем, что Джо нашла свою первую любовь и стала жить долго и счастливо. Во второй части она потеряла оргазм и сначала била себя мокрым полотенцем, а потом всерьез увлеклась поисками этого самого потерянного оргазма. В этих поисках она обратилась к двум неграм, но любовники поссорились (самая смешная сцена фильма, где два эрегированных фаллоса, снятые крупным планом, орут друг на друга на непонятном наречии, возможно вымышленном). Потом она отправилась к флагеллятору, который неизобретательно порол ее кожаным хлыстом и веревочной плетью с узлами и бил по лицу импровизированным кастетом. В психологическую группу поддержки, где ее учили удалить из жизни все, что напоминает ей о ее аддикции. Получилась прекрасная экранизация анекдота «о чем вы думаете, глядя на кирпич?» А потом, воссоединившись уже с «маленькой смертью», нимфоманка Джо занялась бизнесом и стала выбивать просроченные долги, обнаруживая тайные страсти должников и придумывая наиболее уместные в их случае пытки?

Это ее и погубило.

Продюсерское решение разделить фильм на две части оказалось фатальным. Вторая половина «Нимфоманки» ничего нового не предлагает. Мы уже видели арт-порнографию (и честно говоря, обычная порнография вставляет больше). Мы уже видели бесконечно занудного эрудита Селигмана (чудесная роль Стеллана Скарсгарда), который комментирует бесчисленные половые акты Джо с точки зрения математики, истории искусства, атеистического религиоведения, чего угодно. Он идет на все, для того, чтобы оправдать Джо, придумывает любые аргументы, как Наставник в «Граде обреченном» братьев Стругацких. И понятно, что он делает это потому, что этому пожилому девственнику, экспериментировавшему в юности с мастурбацией, очень хочется трахнуть нимфоманку Джо.

Открытым остается вопрос, не придумала ли Джо все эти сказки Шехерезады, не история ли это о компульсивной лгунье, а не о сексуально-зависимой одинокой несчастной женщине. Точнее говоря, Ларс фон Триер делает все для того, чтобы этот вопрос у зрителя возник, а потом как бы опровергает: смотрите, это же настоящая история, все по-честному, и даже пистолет есть.

Но пистолет этот не настоящий. И Селигман не настоящий. И Джо не настоящая. И нравственное потрясение, которое, по идее, должно возникать при просмотре каждого триеровского фильма, тут не возникает. Некоторое неудобство от обилия фаллосов и лабий на большом экране (так ли уж они там нужны драматургически?), простоватый комедийный контраст между «неприличностью» темы и глубокомысленностью толкований, нервный смешок и ощущение «что это было». В первой части хотя бы был эпизод в больнице и печальная истерика обманутой замужней женщины – это было такой эмпатической лазейкой, возможностью спросить «Как он это узнал, это же моя история!» Во второй части главная эмпатическая лазейка – «О, я же знаю таких людей, они врут».

Рецензия на первую часть.

Еще одна рецензия на первую часть.

Впечатления с премьеры первой части.

Премьера "Нимфоманки. Часть 2" состоится 2 марта в "Гоголь-центре" в рамках программы "Гоголь-кино".

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus