«Великий уравнитель» с Дензелом Вашингтоном. Торжество справедливости

«Великий уравнитель» с Дензелом Вашингтоном. Торжество справедливости
Постер к фильму «Великий уравнитель»

Этот материал был опубликован в сентябрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Новая лента режиссера Антуана Фукуа если и намерена чем-то удивлять, то наверняка не сюжетом. «Великий уравнитель» — история немолодого продавца Роберта МакКолла (Дензел Вашингтон), который знакомится в забегаловке с проституткой по имени Тери (Хлоя Грейс Морец). Девица стремительно летит на самое дно, и герой сугубо из жалости — не подумайте ничего дурного — решает ее спасти.

Но это только завязка: вскоре несчастная попадает в лапы к жестоким русским бандитам, которые ее насилуют и избивают. Миролюбивый Роберт поначалу вступает с мерзавцами в переговоры, но когда преступники, вдоволь посмеявшись над чудаком, решают его убить, скромный работник торгового молла как по волшебству превращается в отлаженную машину для убийства: в считаные секунды никого из негодяев не остается в живых.

Оказывается, Роберт МакКолл — бывший правительственный агент, который некогда симулировал свою смерть и спрятался в надежде на спокойную старость. Однако теперь герой понимает, что несет ответственность за несчастных мира сего, и решает выйти на тропу войны. Скучать в ожидании новых врагов ему не придется: убитые бандиты были связаны с влиятельным русским олигархом, который не успокоится, пока не ликвидирует загадочного борца за справедливость.

Сюжет картины стандартен до полной предсказуемости. Отставной спецназовец, вокруг которого крутятся все события, — вылитый супергерой из комиксов: немногословен, суров и не способен пройти мимо чужого горя. На новаторство авторы проекта и не претендуют. Их цель была скорее обратной: сделать подчеркнуто старомодный фильм. «Великий уравнитель» — кино для тех, кто с тоской вспоминает пункты видеопроката и голливудские хиты конца 1980-х.

В последнее время подобных стилизаций под второсортные боевики тридцатилетней давности появилось немало. «Заложница» и «Драйв» — лишь несколько очевидных тому подтверждений. Обычно и снимаются в этих фильмах герои вчерашних дней: голливудские супермены эпохи Индианы Джонса и Рэмбо — изрядно постаревшие, но все еще сохраняющие рабочую форму.

Финал «Великого уравнителя» вряд ли станет для нас сюрпризом — борьба с всесильным русским злом завершится, без сомнения, победой гордого воина-одиночки. Однако интрига в фильме все же имеется. А именно: зачем актеру уровня Дензела Вашингтона, которому еще рановато идти на покой, понадобилось сниматься в подобной картине?

Самая простая и очевидная версия: всему виной гонорар с кучей нулей. Тем более что задолго до выхода «Великого уравнителя» студия объявила о запуске сиквела — иными словами, обещается франшиза и еще больше денег. Вот только одной меркантильностью подобные карьерные решения не объяснить.

Лауреат «Оскара», который давно считается одним из лучших чернокожих актеров мира, всерьез рассчитывает на то, что фильм станет культовым. Именно таким статусом обладал одноименный сериал телеканала CBS, выходивший, как можно уже догадаться, в конце 1980-х. А ведь историй о том, как знаменитый телепроект перерастал в еще более знаменитый фильм (а то и франшизу), в Голливуде сегодня десятки.

Окончательно вписать свое имя в историю Дензелу Вашингтону было бы куда проще, если бы студия Sony пригласила на должность режиссера одного из ранних претендентов — лауреата Каннского фестиваля Николаса Виндинга Рефна или Гарета Эванса, создателя боевиков «Рейд».

Увы, с ними не задалось, и киноверсию известного сериала поручили «крепкому ремесленнику» Антуану Фукуа — бывшему клипмейкеру, на которого Голливуд обратил внимание в начале нулевых, после выхода фильма «Тренировочный день». Свой единственный «Оскар» за главную роль Дензел Вашингтон, кстати, получил именно благодаря этой картине. Чем не повод надеяться, что «Великий уравнитель» нас все-таки удивит?

«Великий уравнитель» (The Equalizer) / США, 2014, 131 мин. Режиссер: Антуан Фукуа / В ролях: Дензел Вашингтон, Хлоя Грейс Морец, Мартон Чокаш, Ден Билзерян, Владимир Кулих, Билл пуллман, Мелисса Лео. В прокате с 25 сентября (WDSSPR)

Материалы по теме

  • Доктор артхаус: Заметки рассерженного зрителя

    12 августа 2012 / Татьяна Москвина

    Есть ли у режиссера право методично очернять и дискредитировать действительность, в которой он живет и творит? Как быть, если «критическим» взглядом на родную страну молодые творцы проникаются по той простой причине, что это – самый простой способ попасть в фестивальную программу или быть зачисленным в ряды модного артхауса? В качестве ответа на эти вопросы THR предлагает рассуждения известного кинокритика и публициста Татьяны Москвиной.

    Комментировать
  • 89-й Кинорынок: Опять Тимур, опять метель

    28 ноября 2012 / Денис Данилов

    «Базелевс» разделится на «светлых» и «темных», экранизирует Дяченко и покажет как минимум десять картин в наступающем прокатном году.

    Комментировать
  • «Исчезновения Элеанор Ригби» с Джессикой Честейн. Два в одном

    09 декабря 2014 / Хилари Льюис

    От себя не убежать, но героиня Джессики Честейн попыталась: пережив страшную трагедию — смерть ребенка, — она принимает решение исчезнуть. Впрочем, главное в фильме — не сюжет, а подача. История в драме Неда Бенсона показана с двух равноправных точек зрения — пропавшей Элеанор и ее мужа Конора.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора