Все мы европейцы, от Вены до Оренбурга. Кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард»

Все мы европейцы, от Вены до Оренбурга. Кинофестиваль «Восток&Запад. Классика и авангард»

«Когда я ехал из Вены в Оренбург, мне казалось, что это так далеко. А оказалось, все рядом. Все это Европа, а мы все – европейцы», - такими словами начал свою речь один из лауреатов кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» австрийский режиссер Йозеф Хадер. Его фильм «Дикая мышь» получил приз Президента кинофестиваля «Золотого сарматского льва» и Диплом жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «За умение в жанре трагикомедии рассказать о серьезных проблемах современного общества на примере частной истории обычного человека».

Йозеф Хадер – известный австрийский актер, который недавно снялся в роли писателя Стефана Цвейга в картине «Стефан Цвейг: прощание с Европой» (этот фильм, кстати, в 2016 году выдвигался на премию «Оскар» от Австрии). «Дикая мышь» - его режиссерский дебют. Картина сразу же была отобрана в основной конкурс Berlinare, но там осталась без наград, зато в Оренбурге получила признание и профессионалов, и зрителей.

Программа международного конкурса фестиваля в этом году была более чем достойна, перед жюри стоял непростой выбор. В результате лучшим был признан иранский фильм «Малярия» режиссера Парвиза Шахбази. Это история молодых людей, которые пытаются обрести свободу в лишенном свободы обществе. Но это, оказывается, невозможно, они обречены. Представлявший фильм продюсер Масуд Радаи с горечью признался, что  у молодежи на его родине нет будущего. Видимо, поэтому фильм «Малярия» был весьма негативно принят в Иране. Еще одного «Золотого сарматского льва» жюри присудило исполнительнице главной роли в этой картине, Сагхар Ганаат как лучшей актрисе. А приз за лучшую режиссерскую работу в этом конкурсе получили режиссеры из Кыргызстана Бакыт Мукул и Дастан Жапар Уулу за фильма «Завещание отца». Они рассказали, что на родине два года не могли получить разрешение на съемки фильма, поскольку у обоих нет профессионального  образования. 

Иван Болотников

Вообще на фестивале в этом году среди лауреатов много дебютантов. Лучшим фильмом фестиваля жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России признало фильм «Хармс» режиссера - дебютанта в полнометражном кино Ивана Болотникова: «За необычную форму популярного жанра байопик, которая полностью соответствует личности и творчеству главного героя — писателя Даниила Хармса». А Международное жюри вручило картине  еще одну награду в номинации «Лучшая мужская роль». Польский актер Войцех Урбаньски блестяще сыграл в картине самого Хармса.

В отличие от Международного жюри, у жюри конкурса российских фильмов «Сплетенные параллели» с выбором победителя не было проблем.  "Турецкое седло" Юсупа Разыкова оказалось вне конкуренции, - призналась Председатель жюри, продюсер из Казахстана Диана Ашимова. - В этом  фильме тот уровень мастерства, к которому надо стремиться начинающим режиссерам. Но в целом в конкурсе были картины как уже сложившихся режиссеров, так и начинающих. Удивила подборка фильмов - были картины и явно коммерческие, и  вместе с ними авторское кино. Как можно оценить и сравнивать такие картины? В этом плане было тяжело. Может, надо как то разделять эти программы. Одно кино - зрительское, и уже отдельно фестивальные фильмы, которые можно и оценивать равнозначно». Тут невольно вспомнишь «Кинотавр» его первых лет существования, когда фестивальное кино подразделялось на две категории: «кино для избранных» и «кино для всех», и это, кстати, никого не обижало

Юсуп Разыков и Диана Ашимова

Приз за лучшую режиссуру  в конкурсе «Сплетенные параллели» жюри присудило Эдуарду Парри за фильм «Жили-были». Эта картина - первый опыт Продюсерского центра  известного артиста Федора Добронравова. Простая история из жизни в умирающей деревне трех очень немолодых людей, которых великолепно сыграли сам Федор Добронравов вместе с Ириной Розановой и Романом Мадяновым. Приз за лучшую мужскую роль в российском конкурсе получил Филипп Савенков (фильм «Добрый вечер» режиссера Федора Константиновича), а награда за лучшую женскую роль  досталась актрисе Наталье Анисимовой (фильм «Я счастлив» Евгения Дакоты). Мнение профессионалов крайне редко совпадает с выбором зрителей. Вот и в Оренбурге приз зрительских симпатий получила картина «Белые ночи» режиссеров Татьяны Воронецкой, Президента этого фестиваля, и Андрея Богатырева, который признался: «Мы искали современный эквивалент повести Достоевского "Белые ночи". Получилась  лирическая мелодрама о несостоявшейся любви, действие которой разворачивается в современном Петербурге».

Специальным гостем фестиваля стал Олег Меньшиков, которого публика принимала с неописуемым восторгом, что, похоже, приятно удивило самого Народного артиста. В Оренбург он приехал со своим оркестром, чтобы представить в рамках фестиваля свой новый спектакль «Оркестр мечты». И к тому же  вместе с другим Народным артистом России Александром Домогаровым получил от фестиваля приз «За вклад в киноискусство». «Восток&Запад» фестиваль сложившийся, в этом году он праздновал свой юбилей. За 10 лет в фестивальных программах приняли участие более 50-ти стран, было показано порядка тысячи картин, состоялось около сотни  премьер. Ну а число зрителей, посмотревших фестивальное кино подсчитать весьма затруднительно: залы не пустовали даже на дневных сеансах в будние дни.

Материалы по теме

  • Трудный выбор «Золотого орла»

    28 января 2014 / Мария Лемешева

    2013-й год был, видимо, лучшим в истории постсоветского кино. Впервые одновременно вышло так много хороших картин. Но это значит, академикам придется потрудиться, выбирая лучшую.

    Комментировать
  • Торонто 2018: фестиваль объявил программу

    24 июля 2018 / Редакция THR Russia

    На фестивале покажут фильмы Дэмьена Шазелла, Стива МакКуина, Асгара Фархади, Мелани Лоран и многих других.

    Комментировать
  • Торонто 2018: зрители назвали «Зеленую книгу» лучшим фильмом

    17 сентября 2018 / Ольга Белик

    Вигго Мортенсен и Махершала Али рассказали историю внезапной дружбы белого вышибалы и черного музыканта в Америке 1960-х годов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus