Рецензия: «Шагал – Малевич»

Рецензия: «Шагал – Малевич»

Попытки снять достойный байопик, рассказывающий о жизни одного из самых ярких авангардных художников XX века Марка Шагала, до появления фильма Александра Митты предпринимались неоднократно. Последним по времени проект о Шагале затевал Александр Зельдович («Москва», «Мишень»), но, увы, до съемок дело не дошло.

Когда стало известно, что идеей картины о художнике увлекся автор «Экипажа», мэтр отечественного жанрового кино Александр Митта, забрезжила надежда… Хотя бы на то, что в итоге мы все же увидим готовый фильм.

Проблема, однако, заключалась в том, что жизнь Шагала, по словам самого Митты, не слишком располагала к байопикам — художник был человеком на редкость бесконфликтным и не склонным к конфронтации. В его биографии удалось найти лишь один интересный эпизод, вокруг которого Александр Наумович и выстроил сюжетную канву фильма.

И начинается он с того, что молодой, но уже прошедший обучение в Париже Шагал возвращается в 1918 году из Петрограда в родной Витебск. Неожиданным конкурентом художника оказывается Казимир Малевич. Основатель супрематизма, прагматик и подлинный революционер в искусстве, Малевич в корне не согласен с «наивным» подходом Шагала и мечтает о радикально новом искусстве для радикально нового мира. На пороге — Гражданская война. Объявлена мобилизация, и судьбу двух живописцев и их студентов предстоит решать чекисту Науму, который уже давно влюблен в Бэллу — жену Шагала…

В большом радиоинтервью, посвященном выходу нового фильма, режиссер признался, как сильно впечатлила его недавняя «Гравитация» Альфонсо Куарона. Это неудивительно: если вдуматься, лучшие работы Митты — «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий» — запоминались и выделялись на фоне прочих прежде всего необычной формой, музыкой, визуальным решением.

С этой точки зрения «Шагал — Малевич» — безусловно, характерный для режиссера фильм: благодаря компьютерной графике на экране оживают картины, Шагал с его возлюбленной летают в небесах, и весь город Витебск превращается в трехмерное полотно с синими домами и красной лошадью во дворе. А за грозным Малевичем рассекают пространство чистые геометрические фигуры и яркие цвета из теории супрематизма. Буквально каждый кадр тщательно выстроен и раскрашен, а за ними — великолепная музыка Алексея Айги («Орда», «Страна глухих»). Кажется, Митта всю жизнь мечтал снять нечто подобное.

И все же сценарий, как и в «Гравитации» Куарона, кажется чересчур примитивным. Нет, разумеется, диалоги и сюжет прекрасно выписаны и выдержаны в духе советских фильмов для детей и юношества. Вот только подростков, которые понимали бы такой язык, уже лет двадцать как нет.

Ближе к финалу выясняется, что Митта снял совсем не биографию, не драму и даже не детектив (хотя в картине будет убийство). «Шагал — Малевич» — фильм особого жанра, который нельзя оценивать исходя из представлений о том, как должны разговаривать живые люди. Перед нами — притча, а потому вряд ли стоит удивляться тому, что здесь не говорится ни слова о том, как сложилась дальнейшая жизнь героев. Или о том, что искусство обоих художников в итоге оказалось под запретом при советской власти.

Митту интересует аспект более философский, теоретический. Возможно, лучший способ смотреть этот фильм — воспринимать его именно как легенду. Как историю о двух художниках, живущих в ужасном, но все-таки ненастоящем, придуманном мире. От этого «Шагал — Малевич» только выиграет.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus