Канны 2014: «Слова, прощайте» Годара и «Соль Земли» Вендерса в дневниках Никиты Карцева

Канны 2014: «Слова, прощайте» Годара и «Соль Земли» Вендерса в дневниках Никиты Карцева
Кадр из фильма "Прощай, речь"

"Слова, прощайте" Годара — на удивление зрелищное и, несмотря на чехарду на экране, вполне внятное кино. Вычленять один смысл из общей бессмыслицы — дело неблагодарное. Но есть в этой 3D-зарисовке на час с лишним, полной отрывочных фраз, цитат из Рильке, проклятий в сторону Гитлера и беспомощности слов, и пара повторяющихся образов. Это пара: мужчина и женщина, явно исследующих границы собственной животной природы (она все время ходит голой, а он сидит на горшке и самоотверженно испражняется, представляя себя в образе "Мыслителя" Родена). И их собака — "единственное существо, которое любит других больше, чем себя".

Мужчина и женщина ссорятся, постепенно теряя общий язык. В отсутствие хотя бы намека на наличие нарратива, Годар показывает их отчуждение гениальным приемом: вдруг начинает транслировать на каждое стекло 3D-очков разную картинку. Слева — она, справа — он, в другой части комнаты. Скрещенные вместе, эти два изображения буквально взрывают глазные яблоки.

Продолжая издевательства над своими героями (и попутно, как всегда — над кино как таковым), Годар совсем уж сентиментально восхищается собакой. Как он любуется облачками на небе и опавшими в пруд листьями. Впрочем, кажется, все заканчивается хорошо.

Показанный накануне в "Особом взгляде" документальный фильм Вима Вендерсаоль Земли", наоборот, образец стройности мысли и мастерски выстроенной истории. Главный герой — выдающийся социальный фотограф, бразилец Себастьяно Сальгадо (его сын, Джулиано Рибейро Сальгадо выступил на проекте вторым режиссером).

В его послужном списке — шокирующие фотоальбомы из самых бесчеловечных уголков планеты. Он снимал в Руанде в разгар геноцида, и в Югославии в момент кровавого развала страны. Теперь же он — аккуратный старик с лысой головой и седыми бровями, который сидит напротив собственных ужасающих (и ужасающе прекрасных) снимков и спокойным голосом рассказывает о пережитом опыте.

Вендерс следует стилистике своего героя: "Соль Земли", как и его фотографии, почти полностью черно-белый. И такой же деликатный и неспешный, как Сальгадо. Главная же заслуга фильма — в том, как тонко и аккуратно он подводит зрителя к финалу, в котором есть мораль, но совсем нет назидательности.

Из предыдущих дневников фестиваля вы сможете узнать о том, как встретили «Принцессу Монако» и Николь Кидман, почитать о новых картинах Майка Ли и Атома Эгояна, о подробностях биографической ленты об Иве Сен-Лоране, о свежих работах Томми Ли Джонса и Дэвида Кроненберга, а также о «вечно плачущей» Марион Котийяр и щеголяющем в трико Ченнинге Татуме.

Материалы по теме

  • Кэри Фукунага адаптирует «Оно» Стивена Кинга в два фильма

    07 июня 2012 / Денис Данилов

    Режиссер «Джейн Эйр» поднялся на борт проекта Warner Bros. в качестве постановщика и соавтора сценария на пару с Чэйзом Палмером.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: Продюсер Пола Вагнер о себе, Томе Крузе и перспективах кинобизнеса в России

    18 ноября 2012 / Денис Данилов

    THR удалось застать в Москве одну из наиболее влиятельных женщин Голливуда. Именно Пола Вагнер превратила Тома Круза в суперзвезду, Прагу — в популярную съемочную локацию, а возродившуюся студию United Artists — в успешный финансовый проект.

    Комментировать
  • Умер режиссер фильма «Профессионал» Жорж Лотнер

    23 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Французский кинорежиссер Жорж Лотнер, создатель фильма «Профессионал», скончался в Париже в возрасте 87 лет после продолжительной болезни.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus