Без Любимова

Без Любимова
Юрий Любимов

Уже прозвучало сакраментальное: «уход Юрия Любимова – это завершение великой эпохи отечественного театра». И с этим невозможно не согласиться. Любимов – это Таганка, это реформа советского театра, это еще и имена артистов, которые зазвучали в первую очередь потому, что им повезло оказаться в Театре на Таганке: Высоцкий, Филатов, Золотухин, Трофимов, Демидова, Фарада, Губенко, Славина, Шаповалов, Полицеймако, Ярмольник и еще многие, многие, многие… Даже те, кому в театре бывать не доводилось, знают, что Высоцкий – это Таганка. А те, кто театру всегда предпочитал кинематограф, не могут не знать Аллу Демидову, Валерия Золотухина, Леонида Филатова по нашим культовым фильмам на все времена.

Юрий Любимов, как всякий наделенный огромным талантом человек - явление мирового масштаба. «Созданное Любимовым бесценно для истории театра не только России, но и мира, - так сформулировал значение своего мастера для мировой театральной сцены Вениамин Смехов, один из его любимых артистов. - Во Франции назывались 10 главных имен мирового театра, там были Питер Брук, Стрелер, и там был Любимов и Таганка. Они подчеркивали: именно Любимов и Таганка».

В годы вынужденного изгнания – 1984-1989 (в марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства – Прим. THR) он поставил за рубежом спектакли «Преступление и наказание» Достоевского (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии — Премии Иозефа Кайнца), «Бесы» по роману Достоевского (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре ставил спектакли «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту» и др.

Юрий Любимов неоднократно признавался лучшим оперным режиссером в Италии, Германии, Англии, Швейцарии. Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Всего он создал более 20 оперных постановок на лучших сценах мира. Среди которых — «Дон Джованни» Моцарта (Будапештская опера), «Четыре грубияна» Вольфа-Феррари (Мюнхен), «Лулу» Берга (Турин), «Саламбо» Мусоргского (Неаполь, театр Сан Карло и Париж, Гранд Опера), «Енуфа» Яначека (Оперный театр Цюриха, Швейцария, и театр Ковент Гарден, Лондон) и др.

Как-то уже и подзабылось, что Юрий Петрович Любимов в бытность свою артистом театра имени Вахтангова много снимался в кино, причем, у самых выдающихся наших кинорежиссеров: Довженко, Пудовкина, Пырьева, Козинцева, Александрова, Птушко, Юткевича. В его багаже - свыше 30 ролей в спектаклях, поставленных Б. Захавой, Р. Симоновым, Н. Охлопковым. Но его прямой « путь к себе» начался с учебной сцены Щукинского училища. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса Юрий Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех. "Спектакль так хорош, — писали рецензенты тех лет, — что он равноценен во всех своих частях и во всех исполнителях. Здесь нет премьеров, здесь есть коллектив. А ведь именно с этого начинается настоящий театр».

В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана», ставшим революцией в театральном искусстве, в Москве открылся новый театр — Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Мастера. В Театре на Таганке он поставил около 50 спектаклей, среди которых «Гамлет», «А зори здесь тихие…», «Мастер и Маргарита», «Пугачев» , «Борис Годунов»…

Пик популярности и международной известности Театра на Таганке относится к 1970-1980-м годам. Именно тогда за билетами на спектакли стояли многочасовые очереди, а толпы поклонников, пытающиеся прорваться на премьеры, сдерживали с помощью конной милиции. «В глухие годы спектакли Любимова обучали зрителей жить весело и открыто, со злым азартом. Теперь, к счастью, они ничему не учат и никому ничего не должны»,— писал театральный обозреватель Роман Должанский в рецензии на спектакль 1998 года «Марат-Сад».

В июне 2011 года на гастролях Таганки в Чехии произошел конфликт режиссера и труппы. «Театр на Таганке» осталась без Любимова. И это была уже совсем другая «Таганка»: как явление без Любимова она умерла. А Режиссер в 2012 году вернулся в Театр им. Вахтангова с новой интерпретацией романа Федора Достоевского «Бесы». «Здесь начинался мой жизненный круг, и я хочу, чтобы здесь он и закончился» - признался тогда Мастер. Ровесник Октябрьской революции (Юрий Петрович родился 30 сентября 1917 года – Ред.), сам совершивший революцию на театральных подмостках, Любимов был, безусловно, счастливым человеком. Мало кому повезет прожить такую долгую жизнь – и сполна реализовать отпущенный Богом талант.

Ему было 96, когда он в прошлом году поставил на сцене Большого театра оперу Бородина «Князь Игорь». Последним спектаклем Любимова стала «Школа жен» по Мольеру в театре «Новая Опера». Свое последнее пожелание в канун своего дня рождения 30 сентября он высказал в интервью ТАСС: «Надо бы сохранить мой архив, которым могли бы пользоваться люди, — смотреть записанные на видео мастер-классы, читать стенограммы репетиций, слушать лекции. Думаю, это могло бы пригодиться будущим мастерам сцены, да и просто интеллигентным людям, интересующимся театром».

Прощание с режиссером Юрием Любимовым пройдет в Театре имени Вахтангова в эту среду, с 10 до 12 часов.

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Загадочная татуировка Рэйчел Вайц, полет Салли Филд на «Золотом глобусе» и мечты Энн Хэтэуэй о роли русской императрицы

    22 февраля 2013 / Мэтью Беллони

    Энн Хэтэуэй («Отверженные»), выступавшая в качестве ведущей оскаровской церемонии двухлетней давности, Салли Филд («Линкольн»), Эми Адамс («Мастер»), Рэйчел Вайц («Глубокое синее море»), Хелен Хант («Суррогаты»), Наоми Уоттс («Невозможное») и Марион Котийяр («Ржавчина и кость») собрались вместе за круглым столом и обсудили, как правильно охотиться за ролью, и что общего между актером, двигателем внутреннего сгорания и продукцией с истекающим сроком годности.

    Комментировать
  • Зак Галифианакис: «То, как Голливуд себя постоянно возвышает – неприлично»

    15 октября 2014 / Редакция THR Russia

    Заметно похудевший и посерьезневший комик побеседовал с THR на премьере фильма «Бердмэн» Алехандро Иньярриту на закрытии кинофестиваля в Нью-Йорке.

    Комментировать
  • В Сети появилась лего-пародия на трейлер «50 оттенков серого»

    06 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    Кристиан Грей красуется нарисованными кубиками пресса, а Анастейша кокетливо прячется за простыней.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus