- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Левиафан» Андрея ЗвягинцеваРецензия: «Левиафан» Андрея Звягинцева
Владимир ЛукинПритча о современной России, в которой Андрей Звягинцев выносит стране свой безжалостный приговор.
Этот материал был опубликован в февральском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
«Левиафан» многотонален. Он начинается как сатирическая и горькая повесть Андрея Платонова, постепенно мутирует в новеллу Генриха фон Клейста (читавшие «Михаэля Кольхааса» подумают, что смотрят вольную экранизацию), после — в липкий кошмар Франца Кафки, но заканчивается все-таки русской беспросветностью.
Вот жил человек в забытом Богом месте (Алексей Серебряков). Мастер на все руки, хотя жизнь свою толком не устроил. Но у него есть сын от первого брака, молодая жена-красавица (Елена Лядова) и отстроенный еще дедом дом. Последний порядком обветшал, но все равно — не чета хрущевским коробкам.
Эту идиллию за полярным кругом нарушает явление местного мэра (Роман Мадянов). Он, понятное дело, мерзавец, бандит и коррупционер. Зачем ему этот кусок земли на отшибе, понять сложно. Но ясно одно — вцепившись, как клещ, он его уже не отдаст. На подмогу приезжает приятель-юрист из Москвы, имеющий достаточно компромата на чиновничью сволочь, чтобы «потянуть его за Фаберже». Но столичный пижон, машущий файлами перед носом, мэра не впечатляет — хотя буйные 1990-е остались далеко позади, власть имущий привык разруливать дела по старинке. И это — только начало трагедии. Как намекает название фильма, главного героя ждут бедствия вселенского масштаба.
Специалистом по адаптации библейских тем Андрей Звягинцев был признан сразу после выхода его первых картин — «Возвращения» и «Изгнания». Сняв «Елену», Звягинцев развернулся на 180 градусов, разменяв «вечные» темы на социальный анализ современности. «Левиафан» — фильм, который сводит воедино стиль всех его предыдущих лент.
С одной стороны, это безжалостный социальный и политический комментарий, практически приговор современной России. С другой — сохранилась присущая его картинам экспортная метафоричность, и отшлифованные волнами кости Левиафана, выброшенные на берег, — лучшее тому доказательство.
От «русской духовности», что бы под этим ни подразумевалось, не осталось и следа. В своем новом фильме Звягинцев солидарен с Владимиром Сорокиным, который в одном из интервью как-то заметил: водка и снег — вот и вся ваша душа. К «Левиафану», конечно, можно предъявить обоснованные претензии. Лубочные картины жизни в русской глубинке, где водяру безостановочно хлещут стаканами, менты — продажные, чиновники — коррумпированные, а священники — лицемеры, выглядят как пастиш на русское кино последних лет (вспоминаются Сергей Лозница, Алексей Балабанов, Борис Хлебников и все-все-все).
Карикатурность персонажей режет глаз, но очевидно и то, что это сознательный режиссерский ход. Звягинцев снимает политическую притчу и действует намеренно грубо, будто следует заветам Сергея Эйзенштейна: «Не киноглаз нам нужен, а кинокулак». И кулак, кстати, достиг своей цели: ситуация вокруг проката картины в России — лучшее тому доказательство.
В то же время фильм вызывает у зрителя шизофреническое ощущение. «Левиафан» пропитан яростью против текущего положения вещей и вконец зарвавшейся власти на местах и прямо-таки взывает к активному действию. В то же время он утверждает бессилие и обреченность всякого сопротивления. Не важно, кто ты — механик, живущий на отшибе городка, или самоуверенный и щеголеватый столичный юрист: стоит тебе встать против власти, и будешь мигом укатан в асфальт.
Но ужас состоит вовсе не в том, что власть — это чудовищный монстр, тяжелый и неподъемный, как туша выброшенного на берег кита. Вспомним обложку одноименной книги Томаса Гоббса, где Левиафан государства изображен состоящим из маленьких человеческих тел. Власть неявно влияет на наши повседневные дела и лишь иногда дает о себе знать смутными знаками — как морской гигант, которого героиня Елены Лядовой видит в бухте, осознавая свою обреченность.
В этом метафизический ужас и безысходность Левиафана — он нематериален и вечен. А менты, чиновники и церковники — лишь частная историческая форма.
Читать далее: Андрей Звягинцев: «Нужно успеть сделать то что необходимо»
«Левиафан» / «Двадцатый Век Фокс СнГ» / Россия, 2014 г., 141 мин. Режиссер: Андрей Звягинцев. В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Валерий Гришко, Сергей Бачурский, Платон Каменев. В прокате с 5 февраля («Двадцатый Век Фокс СНГ», «A Company»)
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ. 75 лет Андрею Кончаловскому: «Меня не интересует мнение критики»
19 августа 2012 / Эвелина ГурецкаяВ своих интервью и книгах Андрей Михалков-Кончаловский всегда невероятно откровенен, но, несмотря на это, он остается одним из самых загадочных персоналий отечественной киноиндустрии. В канун своего 75-летия режиссер признался THR, что избавился от многих иллюзий молодости, что этика и совесть — вещи относительные и что русского человека превратит в настоящего гражданина только генная инженерия.
КомментироватьКомик-Кон 2012 (ЭКСКЛЮЗИВ): Джейми Фокс и Кристоф Вальц о методе Квентина Тарантино, вестернах и любви к бороде
16 января 2013 / Илья КувшиновЯркие диалоги и блестящий актерский состав – визитная карточка Квентина Тарантино. Никто даже и не удивился, когда главные роли в его новой ленте, вестерне «Джанго освобожденный», получили два обладателя премии «Оскар» Джейми Фокс и Кристоф Вальц. THR Russia встретился с актерами после презентации картины на Комик-Коне и выяснил, почему Фокс считает себя обязанным Тарантино, а Вальц не говорит о собственных героях.
Новое видео: «Афера по-американски»
25 ноября 2013 / Редакция THR RussiaВ отрывке из нового фильма Дэвида О.Рассела слегка поддатая Дженнифер Лоуренс хвастается маникюром.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: