Голливуд и оружие: Игрушки для взрослых

Голливуд и оружие: Игрушки для взрослых
Фото: Damon Casarez

Пистолеты, пулеметы и даже многоствольные пушки — излюбленный реквизит для голливудского кино. Что и понятно: право иметь дома ружье закреплено в США второй поправкой к конституции, и почти весь задействованный в кадре арсенал можно легально купить в магазине. Перед выходом боевика «Форсаж 8», где стволов ничуть не меньше, чем машин, THR провел расследование и выяснил, как в кино появляется боевое оружие, кто следит за безопасностью звезд и кто зарабатывает на стрельбе большие деньги.

Пальбы из всех возможных калибров в кино с годами становится только больше. За тридцать лет — с 1985-го по 2015-й — в голливудских фильмах с рейтингом PG-13 количество сцен насилия с применением стрелкового оружия выросло втрое. Количество моделей пистолетов и автоматов, задействованных в самых кассовых проектах 2011–2015 годов, по подсчетам THR, выросло по сравнению со всем предыдущим десятилетием почти в полтора раза.

Аналитики полают, что это может быть напрямую связано с вполне объяснимым на фоне теракта 11 сентября 2001 года помешательством публики вокруг всего шпионского, военного и тактического. Если раньше в нише боевиков тихо сидели гангстеры и полицейские, то теперь и месяца не проходит без картины про спецагентов, террористов или наемников.

Например, герой Вина Дизеля Доминик Торетто в первом «Форсаже» в 2001 году начинал как обычный гонщик-грабитель, а в восьмой части оказывается замешанным в дела Министерства обороны США. Как результат, в автомобильной франшизе резко поменялся и реквизит: если в самой спокойной третьей части было всего два пистолета, то в седьмой — уже более тридцати стволов, включая экзотическую экипировку.

Кадр из фильма «Форсаж 7»

В общем, пушек в голливудском кино становится только больше, и зрители, похоже, совсем не против. Как показало исследование рынка, проведенное THR, увеличение перестрелок в кино в последние годы коррелирует с ростом продаж ружей и пистолетов. При этом многие актеры, снимающиеся в боевиках (такие как Анджелина Джоли или Мэтт Дэймон), выступают за полный государственный контроль и ограничение продаж оружия. Промышленников это, безусловно, расстраивает, и они не упускают возможности упрекнуть либеральный Голливуд в лицемерии… А взаимовыгодное сотрудничество двух индустрий продолжается как ни в чем не бывало.

Где-то посередине между Голливудом и производителями пистолетов живет особый класс мастеров, которые сами себя называют оружейниками, и они стоят одной ногой в каждом из миров. «Пока они не перестанут снимать фильмы и не запретят оружие совсем, нам работа найдется», — говорит Грегг Билсон – младший, президент Ассоциации оружейников индустрии развлечений (AEAA) и глава Independent Studio Services, одного из крупнейших поставщиков реквизита в окрестностях Лос-Анджелеса.

ISS — гигантское семейное предприятие, которое сдает кинематографистам в аренду все — от банок до каноэ. В арсенале компании также более 16 000 единиц оружия — почти все боевое, — и это самое большое подобное собрание в Голливуде. Специалисты из команды Билсона помогают подобрать подходящие к нужной исторической эпохе стволы даже таким привередливым режиссерам, как Майкл Манн и Оливер Стоун. Кроме того, они тренируют кинозвезд (через них прошли, например, Брэдли Купер, Джонни Депп и Бенисио Дель Торо) и сопровождают съемки от начала и до конца.

Склад полуавтоматических пистолетов в ISS

«Сейчас невозможно снять современный фильм, где бы не было автомобиля или смартфона. А в 75% лент в кадре появляется и пистолет», — говорит Ларри Заноф, один из специалистов ISS, который работал на десятках телевизионных и кинопроектов вроде «Джанго освобожденного», «Тора» и только что вышедшего блокбастера «Конг: Остров черепа». Билсон соглашается: «Мы помогаем рассказать историю. Иногда режиссеру нужен диалог за обедом, а иногда освобождение заложников».

***

Немногих посторонних пускают в арсенал ISS, но для THR было сделано исключение. Несколько тяжелых дверей и решеток — и вот оно, металлическое сердце голливудского культа оружия. Бесконечные стеллажи вороненной стали кому-то покажутся взрослым эквивалентом шоколадной фабрики Вилли Вонки, а кому-то кошмарным полем боя. Каждая единица здесь описана и выставлена с тщательностью средневекового библиотекаря, а среди банальных «узи» попадаются пиратские мушкеты. Все, естественно, модернизировано под стрельбу холостыми.

Совсем не на почетном месте — скрытый от глаз большой черный сейф. На его полках оружие, которое побывало в руках кинозвезд в голливудских хитах: пистолет HK45 персонажа Тома Круза в «Соучастнике», винтовка M1 Клинта Иствуда из «Гран Торино», ружье с глушителем Хавьера Бардема из «Старикам тут не место»… Персонал называет этот сейф шкафом героев.

Пулемет Гатлинга на складе «Вестерн» в ISS

Как и многие другие простые труженики киноиндустрии, в ISS ценят прежде всего мастерство и преданность работе, и особенно это заметно по маниакальному отношению оружейников к вопросам безопасности. Возможно, это эхо знаменитого происшествия, когда в 1993 году на съемках фильма «Ворон» из-за неправильно заряженного револьвера погиб актер Брэндон Ли. «На самом деле нужно много инженерных расчетов проводить и каждую мелочь проверять, чтобы несколько раз бабахнуть, никому не навредив, а зрители бы потом сказали: "Да у них настоящий огонь из ствола!"» — говорит Занофф, который до своей голливудской карьеры служил в военной разведке армии Израиля.

Для дополнительной безопасности, а также, чтобы дать в руки пистолет звездам с судимостями — например, Марку Уолбергу (размахивал австрийским Glock 17 в «Дне патриота») и Дэнни Трехо (последний раз замечен с американским M1911A1 в «Мачете убивает»), — в компании есть целый спектр электронных пушек, которыми можно подменить все что угодно, от «смит-вессона» до «узи». «У нас их часто берут рэперы для съемок клипов», — поделился один из сотрудников. Когда дать в руки актеру или певцу боевое оружие нельзя по закону — они незаменимы, а их негромкий звук выстрела помогает при работе на натуре в тихих городских районах.

Для артистов с судимостями в ISS есть электронные пистолеты

Разнообразие, в том числе историческое, хранимых в арсенале ISS единиц помогает следовать любым капризам моды. «Сейчас тренд — пулеметы "гатлинга", они и со стимпанком хорошо сочетаются», — оружейник Гэри Харпер советует присмотреться к зловещему многоствольному агрегату с ручным приводом — предку всех современных пулеметов, которого совсем недавно можно было увидеть в новой «Великолепной семерке» и сериале «Мир Дикого Запада».

Рядом с дедом — внук «гатлинга» — чрезвычайно киногеничная авиационная пушка M134. Это «миниган» производства General Electric, который способен делать 6000 выстрелов в минуту и предназначается для установки на вертолеты. Кинозрителям аппарат запомнился прежде всего по хиту времен видеозалов, фильму «Хищник», где им орудовал Джесси Вентура.

После картины Ридли Скотта «Черный ястреб» (2001) «миниганы» вернулись в моду. Занофф заметил, что на съемках через многоствольных монстров пропустили больше холостых патронов, чем было потрачено настоящих в реальной битве за Могадишо (сражение в Сомали в октябре 1993 года. — THR). M134 на вертолетах можно увидеть также в фильмах «Люди Икс: Начало. Росомаха» и «Мир Юрского периода», а в «Форсаже 7» Дуэйн Джонсон оторвал такую от беспилотника и пустил в ход, передав тем самым своеобразный привет Вентуре.

Среди постоянных клиентов ISS — Квентин Тарантино и Клинт Иствуд. Карл Вешта, который сотрудничал с классиком не на одном фильме, говорит, что требования к реализму снаряжения в последние годы резко возросли: «На «Флагах наших отцов» девять человек занимались только ручным стрелковым оружием». А на «Снайпере» для подбора аутентичной амуниции нанимали консультанта — «морского котика», который служил в одном подразделении с прототипом главного героя Крисом Кайлом. «Во времена соцсетей, — добавляет Вешта, — если поставишь в кадр не тот ствол, тебя закопают».

***

Оружие из фильмов обсуждают в Интернете, и это доказывает, что кино может служить продвижению этой специфической продукции среди потенциальных покупателей. И производители всегда готовы извлечь из этого прибыль. Но только малые фирмы без значительной доли на рынке прилагают какие-то усилия заполучить продакт-плейсмент.

Мастерская в ISS, где дорабатывают оружие для фильмов

У больших брендов буквально море возможностей показать свой товар в голливудских фильмах, и они даже не пытаются себя дополнительно промоутировать, как это делают автомобильные гиганты и модные дома.

И это притом что одна-единственная удачная «роль», какая была у револьвера Smith&Wesson Model 29 в «Грязном Гарри», может обеспечить конкретной модели продажи на десятилетия. «Таким компаниям, как Smith и Glock, вообще ничего делать не надо, — объясняет консультант по лицензированию Анджелина Гуидис, много лет проработавшая в Smith&Wesson, а недавно перешедшая в пистолетную фирму Taurus (их PT111 сопровождал Лиама Нисона в «Заложнице». — THR). — Они могут позволить себе просто сидеть и ждать».

Некоторые вещи корпорациям в кино не по душе: «Если по сценарию пистолет дает осечку, я вам его для фильма не дам», — называет одну из потенциальных причин отказа Гуидис, но добавляет, что вооружить злодеев и антигероев — таких, например, как герой покойного Джеймса Гандольфини, мафиозного босса Тони Сопрано из культового сериала «Клан Сопрано» (1999–2007), сейчас не проблема. Примерный свод правил для продакт-плейсмента она резюмирует так: «Не убивайте из нашей продукции детей и собак, никаких осечек в кадре, а все остальное обсуждаемо».

«Смит-вессон» модель 4506 - «Тренировочный день» и сериал «Щит»

Фрэнк Харрис — вице-президент по продажам и маркетингу корпорации Kahr Firearms, производителя пистолета-пулемета Томпсона (прославился еще в гангстерских фильмах 1930-х и недавно появился в «Бесславных ублюдках» Тарантино) и крупнокалиберного пистолета Desert Eagle (позолоченная версия была у Майка Маэрса в «Остин Пауэрс: Голдмембер»), заметил THR: «Нам не нужно дополнительно эти товары продвигать, их и так без нашего участия все время рекламируют». Компания не берет с продюсеров роялти за использование их интеллектуальной собственности (которую платят, например, те, кто делает футболки с изображением «орла пустыни» или бутылки в форме «томми-гана»). «Мне кажется, это выгодная для нас сделка», — добавил Харрис.

Разместить свои стволы в фильм компаниям удается без труда и часто бесплатно, но отображение продукции во всей красе более сложная и дорогая задача, которая под силу Ролфи Ауэрбаху — консультанту, работающему с самыми крупными игроками. В 2013 году он помог итальянской компании Beretta за $250 тыс. устроить пистолеты модели 92FS в «Уцелевшего» Питера Берга с Марком Уолбергом и Тейлором Китчем в главных ролях.

«Ремингтон» модель 1868 - «Джанго освобожденный»

«Кино — прекрасная возможность показать стрелковое оружие среди влиятельных групп людей: военных, полиции и других служителей закона, — объяснил THR бывший топ-менеджер Beretta Гэри Рэмни, который участвовал в заключении этой самой большой сделки на рынке огнестрельного продакт-плейсмента, — и это то, что нам надо». Ауэрбах не раскрывает конкретные бренды, которые он продвигает в Голливуде сейчас, но говорит, что среди них производители пуль, прицелов и другой тактической экипировки: «Я даже бомбы продаю».

«На самом деле корпорации разбираются в Голливуде лучше, чем принято считать, — раскрывает Ауэрбах, с чем ему часто приходится иметь дело, — они всегда спрашивают: кто актеры, кто режиссер, сколько экранов в прокате, кто дистрибьютор, это мейджор или инди-студия? А если это независимый фильм, на какие он поедет фестивали?»

Другими словами, они профессионалы, и пистолеты для них — просто еще один товар. Вице-президент по продажам концерна Sig Sauer, например, раньше работал в Coca Cola, а Рэмни занимался пирогами и тортами в корпорации Sara Lee Desserts.

Кремневый «бландербасс» - «Пираты Карибского моря: На краю света»

***

Помогают корпорациям в Голливуде и оружейники. Майк Тристано — специалист с боевым опытом, много лет отдавший «фабрике грез», — часто сдает в аренду фильмам, на которых трудится, пушки из собственного арсенала, но иногда выступает посредником между кинематографистами и своими друзьями — производителями военного снаряжения. Так, с его помощью австрийский концерн Styer разместил свою винтовку SSG в картину со Стивеном Сигалом «Снайпер: Специальный отряд».

Тристано работает в том числе и с актерами — учит правильно держать пистолеты и как надо стрелять боевыми патронами, чтобы в кадре, шмаляя холостыми, звезды выглядели более реалистично. Но в последнее время Майк чувствует себя вымирающим видом — отношение к оружию в Голливуде изменилось. Боевиков с пальбой стало больше, но многие активисты, в том числе знаменитости, выступают за усиление контроля над продажей пистолетов и винтовок. Тристано признается, что на съемках на него смотрят косо, и не так давно один продюсер прямо ему сказал: «Вы для нас необходимое зло».

Другой заслуженный голливудский оружейник Майкл Папак, работавший на таких франшизах, как «Крепкий орешек», «Смертельное оружие» и «Железный человек», отмечает, что в киноиндустрии полно лицемеров. От продюсеров, которые, наплевав на убеждения, заключают сделки с производителями пистолетов, до актеров, в реальности выступающих за запрет продаж, а потом «они на экране не расстаются со стволом и убивают всех подряд». Впрочем, сам Папак — ревностный сторонник нового президента США Дональда Трампа — согласен, что он и сам немного лицемерит, потому что продолжает трудиться в либеральном Голливуде, оставляя политические взгляды при себе.

Директор ISS Грегг Билсон, настаивает, что он «энтузиаст оружия, а не фанатик», и сам выступает за некоторые законодательные ограничения. По его словам, взаимных упреков со стороны производителей пистолетов и тех, кто снимает кино, хватает, но это не мешает сотрудничеству: «Для нас оружие — такой же реквизит, и мы рассказываем с помощью него истории. Да, в Голливуде настроения либеральные, но эти истории зарабатывают тем же либералам золотые горы. Вряд ли на нашем веку что-нибудь изменится».

АКС74У (модифицированный) - «Терминатор: Генезис»

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus